Резьбовые соединения
СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Конструкций деталей машин
СОЕДИНЕНИЯ. система автоматизированного проектирования (сапр). пути развития
Модуль 3.
(6,0 часа)
Детали объединяются в машину посредством соединений. Соединения состоят из соединительных деталей и прилегающих частей соединяемых деталей, форма которых подчинена задаче соединения. В отдельных конструкциях специальные соединительные детали могут отсутствовать. Все соединения делятся на:
- разъёмные, позволяющие разборку без разрушения (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые и соединения с натягом);
- неразъёмные, разборка которых возможна лишь при разрушении соединяющих или соединяемых деталей (сварные, паяные, клееные, заклепочные).
Выбор типа соединения определяет конструктор.
(1,0 часа)
Резьбовые соединения являются наиболее совершенным, а потому массовым видом разъёмных соединений. Применяются в огромном количестве во всех машинах, механизмах, агрегатах и узлах [4, 10].
Основные детали резьбового соединения имеют наружную либо внутреннюю винтовую нарезку (резьбу) и снабжены огранёнными поверхностями для захвата гаечным ключом.
Болт – длинный цилиндр с головкой и наружной резьбой. Проходит сквозь соединяемые детали и затягивается гайкой (а).
Гайка– деталь с резьбовым отверстием.
Винт – внешне не отличается от болта, но завинчивается в резьбу одной из соединяемых деталей (б).
Шпилька – винт без головки с резьбой на обоих концах (в).
Резьбовые соединения различают по назначению на:
- резьбы крепёжные для фиксации деталей (основная – метрическая с треугольным профилем, трубная – треугольная со скруглёнными вершинами и впадинами, круглая, резьба винтов для дерева) должны обладать самоторможением для надёжной фиксации;
- резьбы ходовыедля винтовых механизмов (прямоугольная, трапецеидальная симметричная, трапецеидальная несимметричная упорная) должны обладать малым трением для снижения потерь.
Конструкции винтов и гаек весьма многообразны.
Для малонагруженных и декоративных конструкций применяются винты и болты с коническими и сферическими головками (как у заклёпок), снабжёнными линейными или крестообразными углублениями для затяжки отвёрткой. Для соединения деревянных и пластмассовых деталей применяют шурупы и саморезы – винты со специальным заострённым хвостовиком.
Болты и гайки стандартизованы. В их обозначении указан наружный диаметр резьбы.
Резьбовые соединения имеют ряд существенных достоинств:
- высокая надёжность;
- удобство сборки-разборки;
- простота конструкции;
- дешевизна (вследствие стандартизации);
- технологичность;
- возможность регулировки силы сжатия.
Недостатки резьбовых соединений:
- концентрация напряжений во впадинах резьбы;
- низкая вибрационная стойкость (самоотвинчивание при вибрации).
Это серьёзные недостатки, однако, их можно свести к минимуму и, практически, полностью исключить. Это делается посредством правильного проектировочного расчёта и специальных мер стопорения, называемых на техническом языке "контровка".
Известны следующие виды стопорения.
1. Стопорение дополнительным трением, за счёт создания дополнительных сил трения, сохраняющихся при снятии с винта внешней нагрузки.
Контргайка воспринимает основную осевую нагрузку, а сила трения и затяжки в резьбе основной гайки ослабляется. Необходима взаимная затяжка гаек. | ||||||
Самоконтрящиеся гайки с радиальным натягом резьбы после нарезания резьбы и пластического обжатия специальной шейки гайки на эллипс. | ||||||
Иногда самоконтрящиеся гайки выполняются с несколькими радиальными прорезями. | ||||||
Гайки с полиамидными кольцами без резьбы, которая нарезается винтом при завинчивании, обеспечивают большие силы трения. Применяют полиамидную пробку в винте. | ||||||
Контргайка цангового типа (слева) при навинчивании обжимается на конической поверхности. Контргайка арочного типа (справа) при навинчивании разгибается и расклинивает резьбу. | ||||||
Пружинные шайбы обеспечивают трение в резьбе. Повышают сцепление врезанием своих острых срезов. Изготавливаются для правой и левой резьбы. Создают некоторое смещение нагрузки. | ||||||
У пружинных шайб с несколькими отогнутыми усиками сила упругости направлена строго по оси болта. Стопорение пружинными шайбами ненадёжно. | ||||||
При спокойных нагрузках резьбы стопорят специальными винтами через медную или свинцовую прокладку или деформированием гайки с прорезями, перпендикулярными оси. | ||||||
2.Стопорение специальными запирающими элементами, полностью исключающими самопроизвольный проворот гайки.
Шплинты ГОСТ 397-79 сгибают из проволоки полукруглого сечения плоскими сторонами внутрь. Выпадению шплинта препятствуют его петля и разогнутые концы. | ||||
Шайбы с лапками ГОСТ 11872-80 стопорят гайки со шлицами при регулировке подшипников качения на валу. Внутренний носик отгибается в канавку винта, а наружные лапки – в шлицы гайки. | ||||
У шайб с лапками ГОСТ 3693/95-52 одна отгибается по грани гайки, а другая по грани детали. Стопорение такими шайбами, как и шплинтами, весьма надёжно и широко распространено. | ||||
В групповых соединениях головки болтов обвязывают проволокой через отверстия с натяжением проволоки в сторону затяжки резьбы. | ||||
3. И, наконец, стопорение может выполняться также пластическим деформированием или приваркой после затяжки.
Винты и гайки обычно выполняются из Ст3, Ст4, Ст5, Ст35, Ст45. Наиболее напряжённые соединения из Ст40, 40ХН. Декоративные винты и гайки выполняются из цветных металлов и пластмасс.
Выбор материалов, как и всех параметров резьбовых соединений, определяется расчётом на прочность.