Соотношение международного и внутригосударственного права
Классификации мп норм
Процесс создания норм международного права и их виды
Место и роль международного права в межгосударственной системе
Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях
Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.
ПредметомМП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП.
Методом МП регулирования - соглашение между независимыми субъектами международно-правовых отношений по поводу установления правил их взаимного поведения и придания таким правилам юридически обязательного характера. Согласованная общая воля – это компромисс. Она не всегда отвечает реальным потребностям международно-правового регулирования.
Объектом современного международно-правового регулирования являются лишь та часть м-п отношений, в регулировании которой возникла потребность.
Значение.
Функции МП.
• Координирующая - с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой.
• Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
• Обеспечительная - МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.
• Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов МП.
Норма МП - это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права.
Процесс создания норм МП
В межд. правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают м-п нормы. Формообразование в МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно (договорные нормы) выражено или молчаливо (обычные нормы)
1. По своей юридической силе:
· императивные (jus cogens) - субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять.
· диспозитивные – от них государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.
2. По сфере действия:
· универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира.
· региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону.
3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.
4. По функциям в системе: материальные; процессуальные
5. По источнику: обычные; договорные; нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.
2 типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств.
Равнопорядковые юридические явления. Независимы друг от друга.
Общие черты:
· совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
· обладают сходной структурой: имеют основные принципы; делятся на отрасли, подотрасли, институты; «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
· используют одни и те же юридические конструкции и термины. Но международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
Отличия:
· по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы МП создаются самими его субъектами путем соглашения;
· по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъектами МП - государства, нации и народы, межд. организации и государственные образования (Ватикан);
· по предмету регулирования. ВП регламентирует отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
· по источникам права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и др. Межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, решений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;
· по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).
Соотношение суверенитета государства и международного права - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права, включая его обязательную силу.
По мере расширения сферы совместной деятельности увеличивается и область, в которой осуществление суверенных прав государствами возможно только согласованно, на основе норм международного права.
Для суверенных прав государства необходимая гарантия - международное право..
Теории соотношения межд. и внутригосударственного права:
· Дуалистическая теория - разграничение межд. и национального права и их неподчинение друг другу.
· Монистические концепции - соединение межд. и внутригосударственного права в одну правовую систему. В зависимости от того, какая часть преобладает - различают примат внутреннего права государства или межд. Неэффективна.
· Теория умеренного монизма – не признает примат МП.
Влияние ВП на формирование и осуществление норм МП.
Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние МП на формирование и развитие внутригосударственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к межд. договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.