Соотношение международного и внутригосударственного права

Классификации мп норм

Процесс создания норм международного права и их виды

Место и роль международного права в межгосударственной системе

Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

 

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

ПредметомМП являются взаимо­отношения между государствами и другими субъектами МП.

Методом МП регулирования - соглашение между незави­симыми субъектами международно-правовых отношений по поводу установления правил их взаимного поведения и придания таким правилам юридически обя­зательного характера. Согласованная общая воля – это компромисс. Она не всегда отвечает реальным потребностям международно-правового регулиро­вания.

Объектом современного международно-правового регулирования являются лишь та часть м-п отношений, в регулировании которой возникла потребность.

 

Значение.

 

Функции МП.

• Координирующая - с ее помощью субъекты МП уста­навливают стандарты поведения между собой.

• Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не ослож­нять их.

• Обеспечительная - МП содержит нормы об ответст­венности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.

• Охранительная - существуют механизмы, защищаю­щие законные права и интересы субъектов МП.

 

Норма МП - это юридически обязательное правило по­ведения общего характера, созданное субъектами совре­менного международного права.

Процесс создания норм МП

В межд. правообразовании не существует зако­нодательных органов, которые бы занимались правотвор­чеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают м-п нормы. Формообразование в МП носит согласительный харак­тер. Соглашение субъектов МП может быть явно (договорные нормы) выраже­но или молчаливо (обычные нормы)

1. По своей юридической силе:

· императивные (jus cogens) - субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять.

· диспозитивные – от них государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других го­сударств.

2. По сфере действия:

· универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства госу­дарств мира.

· региональные нормы регламентируют отношения с уча­стием государств, принадлежащих к одному географическому региону.

3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.

4. По функциям в системе: материальные; процессуальные

5. По источнику: обычные; договорные; нормы решений межд. организаций.

Существуют также нормы отсылочные, обязываю­щие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нор­мы, которые имеют несколько разновидностей. Их зада­ча состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие техни­ческих связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

 

2 типа правовых сис­тем — международное право и внутреннее право государств.

Равнопорядковые юридические явления. Независимы друг от друга.

Общие черты:

· совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

· обладают сходной структурой: име­ют основные принципы; делятся на отрасли, подотрасли, институты; «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

· используют одни и те же юридические конструк­ции и термины. Но международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

Отличия:

· по способу образования норм. Нормы внутригосу­дарственного права создаются национальными органа­ми государств. Нормы МП создаются самими его субъектами путем согла­шения;

· по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, орга­ны государства. Субъектами МП - государ­ства, нации и народы, межд. организации и государственные образования (Ватикан);

· по предмету регулирования. ВП регламентирует отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смыс­ле слова;

· по источникам права. Внутригосударственные нормы сформулирова­ны в виде законов, постановлений, указов и др. Межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, ре­шений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;

· по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государст­ва. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм произ­водится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

Соотношение суверенитета государства и международного права - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права, включая его обязательную силу.

По мере расширения сферы совместной деятельности увеличивается и область, в которой осуществление суверенных прав государствами возможно только согласованно, на основе норм международного права.

Для суверенных прав государства необходимая гарантия - международное право..

Теории соотно­шения межд. и внутригосударственного права:

· Дуалистическая теория - разграниче­ние межд. и национального права и их неподчинение друг другу.

· Монистические концепции - соединение межд. и внутри­государственного права в одну правовую систему. В зависимости от того, какая часть преобладает - различают примат внутреннего права государства или межд. Неэффективна.

· Теория умеренного монизма – не признает примат МП.

Влияние ВП на форми­рование и осуществление норм МП.

Воз­действие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования по­следнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, рас­ширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из МП под воздействием внутригосударст­венного права политических и правовых средств отжив­ших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в МП основных право­вых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние МП на формирование и развитие внутри­государственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три сис­темы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания за­конодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тек­сту с положениями договора, принято говорить об ин­корпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его по­ложения будут применяться в соответствии с опреде­ленным договором, в таких случаях речь идет об отсыл­ке к межд. договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - пол­ное заимствование тех или иных норм МП, косвенная ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутрен­него законодательства.