Виды передач

ПЕРЕДАЧИ. Общие сведения и соотношения

(0,5 часа)

 

Современные машины приводятся в движение главным образом топливными и электрическими двигателями. В силу специфики законов термогазодинамики и электромагнетизма, эти двигатели более быстроходны, чем было бы удобно для человека, к тому же их скорость сложно и плохо регулируется. Возникает необходимость согласования режимов работы двигателя и исполнительного органа [6, 10], с которым, собственно, и имеет дело оператор. Для этого созданы передачи.

 

 

Передачей называется устройство для передачи энергии на расстояние. В зависимости от способа осуществления передачи энергии различают механические, электрические, пневматические и гидравлические передачи.

В курсе «Детали машин» изучают лишь механические передачи вращательного движения, которые принято называть просто передачами. Другие виды механических передач, а также электрические, пневматические и гидравлические передачи (приводы) изучают в специальных курсах расчета и конструирования тех машин, где эти передачи применяются.

Механическими передачами или просто передачами называются механизмы, которые преобразуют параметры движения от двигателя к исполнительным органам машины [1, 10]. Механическая энергия передаётся, как правило, с преобразованием скоростей и вращающих моментов, а иногда с преобразованием вида и закона движения.

Из механических передач самые распространенные передачи вращательного движения, так как вращательное движение легко сделать непрерывным, проще и легче осуществить в виде компактной конструкции, при нем легче достигнуть равномерности хода, уменьшить потери на трение.

Передачи вращательного движения служат для передачи энергии от двигателей к рабочим машинам, обычно с преобразованием скоростей, сил и крутящих моментов. Кроме того, эти передачи широко применяют в различных механизмах для преобразования скорости, а в некоторых случаях и вида или закона движения. Передачи вращательного движения подразделяют на передачи с непосредственным контактом тел вращения и передачи с гибкой связью, в которых тела вращения связаны между собой гибким звеном. К первым передачам относятся фрикционная (рис. 1.2.1,а), зубчатая (рис. 1.2.1,б) и червячная (рис. 1.2.1,в), а ко вторым - ременная (рис. 1.2.1,г) и цепная (рис. 1.2.1,д). В зависимости от способа передачи движения от ведущего тела вращения ведомому различают передачи трением и передачи зацеплением. К первым относятся передачи фрикционные и ременные, а ко вторым - зубчатые, червячные и цепные. К передачам вращательного движения относят также передачи винт-гайка (рис. 1.2.1,е), назначение которых - преобразовывать вращательное движение в поступательное.

 

Рис. 1.2.1.

 

Таким образом, передачи по принципу работы разделяются на:

- передачи зацеплением (с помощью последовательно зацепляющихся зубьев [1]):

- с непосредственным контактом (зубчатые и червячные);

- с гибкой связью (цепные, зубчато-ременные);

- передачи трением (сцеплением трущихся поверхностей):

- с непосредственным контактом поверхностей (фрикционные);

- с гибкой связью (ременные);

- передачивинт-гайка.