Операционально-комплексной отработки.

Привило высокого уровня организации занятий подчеркивает приоритетный характер отношения к подготовке, как к важнейшему средству повышения результатов правоохранительной деятельности. Каждое занятие должно быть хорошо подготовлено, обеспечено, начаться точно в назначенное время и месте, пройти организованно. Недопустимо отменять или переносить запланированные занятия. Руководитель органа, отменяя занятия, демонстрирует этим, желая того или нет, свое пренебрежение к повышению профессионализма подчиненных. В организованном проведении занятия важная роль принадлежит его руководителю, обладающему должным профессионализмом, педагогическим мастерством и непосредственно подготовленного к данному занятию.

Правило максимальной посещаемости. Там, где профессиональная подготовка не дает ожидаемого результата и обнаружива­ется низкий профессиональный уровень сотрудников, всегда ока­зывается, что посещаемость занятий 50% и ниже. Руководитель, постоянно освобождающий подчиненных от занятий, сводит его результаты почти к нулю. Люди начинают думать о том, как ук­лониться от занятий, а не как повысить свой профессионализм. Присутствующие на занятии при этом ощущают себя подневоль­ными неудачниками и равнодушны к усилиям проводящего его научить их чему-то. Если по объективным причинам предвидится низкая посещаемость занятия, то лучше его провести в дополни­тельное время, не нарушая общего плана и не сдвигая очередное занятие.

Принцип комплексирования и дифференциации подготовкиучитывает комплексный характер профессионализма в правоохра­нительной деятельности и необходимость организованного форми­рования каждого из его видов, сторон, субъектов.

Правило комплексирования видов (разделов) подготовкиопределяет целесообразность осуществлять их не последовательно, а параллельно и согласованно, проводить в течение дня занятия не по одному виду, а по многим, сближая по возможности их темы и отрабатываемые вопросы. Не исключая целесообразности прове­дения в конкретных случаях двухчасовых занятий (типичных для педагогического процесса в образовательных учреждениях) в профессиональной подготовке, проводимой непосредственно в правоохранительных органах, предпочтительнее 45—50-минутные занятия, а порой и более короткие (15—30-минутные) тренажи (тренировки). Это более полно удовлетворяет потребности в про­ведении разносторонней подготовки, повышает деловитость и про­дуктивность занятий, экономит дорогое время.

Привило дифференцированиязаключается в острой необходи­мости проводить занятия по учебным группам, укомплектованным по однородному признаку: по принадлежности обучаемых к опре­деленной службе, должности, по опытности, способностям, уров­ню профессиональной образованности; по роду отрабатываемых действий и др.

Привило групповой, индивидуальной подготовки и их сочета­ния отряжаетнеобходимость и возможность проводить обучение в группах при одновременной реализации индивидуального подхо­да. Особенно нужна индивидуализация заданий на самоподготов­ку, помощи в самостоятельной работе, консультаций. Нередко не­обходимо специально готовить группы в целом (группы захвата, экипажи спецмашин, отряды быстрого реагирования и др.).

Принцип полноценной обеспеченностиподготовки в целом и каждого занятия, как и везде, — важный принцип полноценной организации. Обеспечение включает управленческие, кадровые, методические, материально-технические, финансовые и иные ме­ры. Условия (правила) их эффективности: наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов) и территорий (полигоны профессиональной подготовки, площадки, городки, полосы, стрельбища, тиры), учебных средств (тренажеров, современных образцов оружия, спецсредств, средств защиты), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.),средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и ви­дов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов (боезапаса, средств имитации, ветоши, перевязочных мате­риалов и др.); средств обеспечения безопасности; системы правильного подбора, педагогической и методической подготовки всех 4лиц, участвующих в ее организации и проведении (руководителей Занятий, их помощников, имитаторов и др.).

Существенная часть обеспечения — методическая подготовка руководителей занятий и работников структурных подразделений, и ответственных за профессиональную подготовку. Она даст эффект, если ведется систематично, круглогодично, включает занятия по педагогике и методике, показательные и открытые занятия, практические занятия по методике и педагогической технике, пе­дагогические семинары, подготовку рефератов по педагогике и .методике, методические эксперименты и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки. Их назначение – полно и точно учесть психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос — «как учить».

Правило воспитывающего обучениязаключается в необходимости использования всех аспектов обучения для профессионального воспитания обучающихся134.' Оно предполагает необходимость извлечения воспитательного эффекта из содержания занятий, его организации, методики, создаваемой в учебной группе атмосферы, воздействий ни обучающихся личности и поведения руководителя занятий, примера его добросовестного и заинтересованного отношения к занятию, педагогически выверенных взаимоотношений и общения с обучающимися, предъявляемой педагогической требовательности, способов руководства работой обучающихся (их отношением к занятию и выполнению заданий, проявлениями добросовестности, усердия, требовательности к себе, оказания помощи товарищам и др.)

Правило развивающего обученияуказывает на необходи­мость осуществлять в процессе подготовки развитие у обучающих­ся интеллекта, профессиональных способностей и деловых ка­честв. Развивающее значение имеет стиль преподавания (разное развитие получают обучающиеся, если один руководитель занятий ориентируется только на их память, преподнося готовые сведения и предлагая запоминать, а другой обосновывает, рассуждает, доказывает и побуждает думать, осмысливать), мотивация учения и всесторонняя активность обучающихся в процессе подготовки, организация процесса подготовки, применяемые руководителем за­нятий методы, создаваемые учебные трудности, непосредственное обучение профессиональным приемам наблюдения, запоминания, мышления и др.

Правило профессионально-педагогического сотрудничества вытекает из уроков обобщения передового педагогического опыта, Применения современных психолого-педагогических технологий и заключается в создании благоприятной атмосферы, климата на занятиях. Характеристики сотрудничества: атмосфера интереса и влеченной работы руководителя занятий и обучающихся, дело­вых, доброжелательных взаимоотношений между ними, их взаи­мопонимание; единство целей, авторитет руководителя занятий и уважение к нему обучаемых, удовлетворение от совместной рабо­ты и желание ее продолжать и др. Технологии реализации этого правила воплощаются в стремлении руководителя Занятий к дос­тижению такого сотрудничества, умелом культивировании атмо­сферы интереса на занятии, установлении психологического кон­такта с группой, проявлении педагогического такта, насыщенном использовании активных Методов обучения, побуждениях слуша­телей к проявлениям самостоятельности, инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и др.

Принцип психолого-педагогической технологичности требуетПродуманности, обоснованности и объединения во взаимосвязан­ный комплекс (микросистему) всех методов и элементов методики, приведения их в полное соответствие с психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, навыков и других: ком­понентов профессионального мастерства, активного Использования интенсивных Педагогических технологий,. При его реализации придерживаются правил:

использования интенсивных технологий, рекомендуемыхюридической педагогикой и проверенных на практике: технологий обеспечения интереса обучающихся на занятиях, привлечения и удержания внимания, прочного запоминания учебного материала, проблемное™, активности, формирования убеждений, формирования и совершенствования навыков, формирования умений, создания развивающих трудностей и др.;

соответствия технологий и задач: технологии подбираютсяне как попало, а с ориентацией на решение задач, поставленных на занятие. Для формирования, например, навыков на начальной стадии нужны одни технологии, для доведения действий до автоматизма — другие, для придания им свойства надежности — третьи, для поддержания навыков на высшем уровне отработанности — четвертые.

Принцип сознательности и активности отражает зависи­мостьуспешности подготовки от этих факторов и отражается в правилах:

мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности в повышении своей профессиональной квалификации и овладения содержанием занятий, Реализуется правило не только обращением к сознательности обучаю­щихся сотрудников, но и увлекательным проведением занятия, демонстрацией примера соответствующего отношения к нему руко­водителя, предъявлением педагогической требовательности, систе­матическим контролем и др ;

интеллектуальной активизации обучающихся: тесной связисодержания с практикой, применением методик, ориентированных на мышление, новизной и поучительностью учебного материала, методами практического обучения, обсуждений и дискуссий, ответов на вопросы, проблемности и др.;

побуждения к инициативности и самостоятельности, чтодостигается методами диалогического обучения, отказа от метода проведения занятий, при котором говорит только руководитель; предоставлением, поддержанием и поощрением инициативы и самостоятельности обучающимся, обсуждению их предложений, подходов, вариантов решений;

стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся.

Принцип образности и наглядности учитывает зависимостьясности, глубины и прочности усвоения учебного материала от этих особенностей его предъявления обучающимся. Он реализует­ся в правилах:

показа всего того, что можно показать при изучении учебного материала,

опоры на все органы чувств в непосредственном восприятии изучаемого (не только зрения, но при необходимости и обоняния, осязания, вкуса и др.),

—образности речи,

—изобразительной наглядности и использования для этого разнообразных средств и способов,

—непосредственного восприятия обучаемыми реальных событий, явлений, объектов и др.

Принцип алгоритмизации(«поэтапности», «структурирования») отражает зависимость успешного формирования знаний, а особенно профессиональных навыков и умений от их структуры и трудностей овладения ею. Правила:

структуризации, предполагает четкое определение всех составных элементов отрабатываемого действия, разбивку его на операции и приемы, определение их взаимосвязей и последовательности выполнения;

Правило рекомендуетрешать вопрос о методике обучения действиям, учитывая сложность структуры отрабатываемого действия, его отдельных операций и приемов, трудности овладения ими по прошлому опыту других обучающихся. Действия с простой структурой, малым числом операций отрабатываются сразу целиком. При отработке действий со сложной структурой следует первоначально выделить в них те операции, которые трудны для выполнения, и их нужно отработать отдельно и до отработки всего действия.

Принцип профессионализации учебных трудностей констатируетобщую и специальную зависимость качества усвоения учебного материала, темпов, роста реальной подготовленности обучаю­щихся сотрудников и военнослужащих внутренних войск от степени и характера трудностей, присущих подготовке. Преодоление трудностей учебы мобилизует силы и возможности обучающихся, способствует успешности овладения учебным материалом, формирует умение и привычку управлять собой и, что профессионально важно – приучает действовать в условиях преодоления трудно­стей.

Правило профессионализации трудностей. В профессиональнойподготовке трудности должны быть не только общими, присущими любой учебе (необходимость тратить силы и время и пр.), но и профессиональными. Необходимость преодоления их активизирует волевые, моральные, деловые, педагогические и психологические качества, что приводит к их развитию. Нельзя, например, стать смелым, не попадая в трудные условия, когда надо проявить смелость.

избирательного подбора трудностей. Создание учебных трудностей на каждом занятии должно осуществляться прицельно, с ориентацией на моделирование встречающихся в профессиональной деятельности, что приводит в действие Механизмы развития соответствующих качеств и свойств., нужных профессионалу;

индивидуализации трудностей, их доступности. Правилозаключается в разработке методики занятия, отвечающей уровню подготовленности обучающихся, достигнутым на предшествующих занятиях результатам. Доступность оценивается и подбирается с учетом подготовленности учебной группы и отдельных обучающихся. Доступность не путать с легкостью, которую следует избегать. Нужно выбирать тот уровень трудностей, который является максимально посильным, доступным;

максимально доступного темпа наращивания трудностей. Правило констатирует необходимость не разового создания, а практически непрерывного наращивания профессиональных трудностей от занятия к занятию с учетом успешности преодоления трудностей обучаемыми (группой и индивидуально), создававшихся на предыдущем занятии. Причем каждая порция прироста трудности на проводимом занятии должна быть тоже максимальной, но доступной, т.е. всегда надо учить на пределе доступной трудности.

Принцип профессиональной надежности важен для построе­ниявсей подготовки, но особое значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных, особых, чрезвычайных условиях. Его правила:

прочностиусвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности обучаемых сотрудников;

автоматизации действий, которые должны быть отработаны до навыка. Такие действия устойчивы к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению и др.) и выполняются качественно даже когда такие факторы действуют;

гибкости, требует готовить сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных условиях;

устойчивости к помехам, выступающих в виде различных отвлекающих, мешающих внешних и внутренних факторов, сильного противодействия. Готовить к встрече с ними надо предварительно, специально, разнообразно и систематически;

взаимозаменяемости- выделяет необходимость учить каждого сотрудника к выполнению функций другого, временно отсутствующего члена группы (раненого, куда-то направленного, временно отсутствующего) или даже старшего, начальника, командира, на случай возникновения сложных, запутанных, опасных условий, которые могут возникнуть в ситуациях борьбы с преступниками, при стихийных бедствиях, в служебно-боевой обстановке;

упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионалуправоохранительных органов должна быть присуща готовность добиваться цели, невзирая на трудности на пути к ней и даже временные неудачи, не отчаиваться, не пасовать. Эта готовность не божий дар, а формируема и зга задача призвана решать­ся при проведении занятий.

Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимостьуспешности профессиональных действий сотрудника, военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обу­чался их выполнению. Принцип особо важен для построения оп­тимальной методики профессиональной подготовки в правоохра­нительных органах, ибо решение задач личным составом почти ежедневно сопряжено со сложностями. Поэтому нужно постоян­ное моделирование на занятиях учебных условий, схожих с реальными, приучение действовать в таких условиях, превращение их в хорошо знакомые и освоенные.

Правило подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводитьотработку всех действий на занятиях до выполнения их в таких условиях. Разумеется, к этому следует подходить, соблюдая по­следовательность и доступность.

Правило выбора и моделирования внешних условий содержитрекомендацию выбирать место, время и погодные условия, типич­ные для решения сложных профессиональных задач и затруд­няющих их решение. Кроме того, даже после выбора часто бывает необходимость делать их максимально похожими на реальные с помощью различных средств имитации и моделирования.

Правило моделирования внутренних условий считает обяза­тельнымвызывать у обучающихся с помощью методических средств и приемов внутренние трудности (познавательные, воле­вые, эмоциональные, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на фоне их все требуемые действия.

Правило актуализации необходимых в максимально трудных условиях навыков, умений, качеств. Навык, проявляющийсятолько в упрощенных условиях, — не тот навык, который сослу­жит службу в критический момент, а, скорее всего, подведет спе­циалиста. Приближая условия к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым, делать это с ориентацией на вполне опреде­ленный компонент профессионального мастерства. Так, скорость тактического мышления возникает только при условиях, когда надо ее проявлять; находчивость — в условиях, требующих ее; решительность — когда трудно принимать решение, но надо и причем быстро и др.

Принцип профессиональной надежности важен для построе­ниявсей подготовки, но особое значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных, особых, чрезвычайных условиях. Его правила:

прочности усвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности обучаемых сотрудников и военнослужащих;

автоматизации действий, которые должны быть отработаны до навыка. Такие действия устойчивы к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению и др.) и выполняются качественно даже когда такие факторы действуют;

гибкости, требует готовить сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных ус­ловиях;

устойчивости к помехам, выступающих в виде различных отвлекающих, мешающих внешних и внутренних факторов, сильного противодействия. Готовить к встрече с ними надо предварительно, специально, разнообразно и систематически;

взаимозаменяемости - выделяет необходимость учить каждого сотрудника к выполнению функций другого, временно отсутствующего члена группы (раненого, куда-то направленного, временно отсутствующего) или даже старшего, начальника, командира, на случай возникновения сложных, запутанных, опасных условий, которые могут возникнуть в ситуациях борьбы с преступниками, при стихийных бедствиях, в служебно-боевой обстановке;

упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионалуправоохранительных органов должна быть присуща готовность добиваться цели, невзирая на трудности на пути к ней и даже временные неудачи, не отчаиваться, не пасовать. Эта готовность не божий дар, а формируема и зга задача призвана решать­ся при проведении занятий.

Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимостьуспешности профессиональных действий сотрудника, военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обу­чался их выполнению. Принцип особо важен для построения оп­тимальной методики профессиональной подготовки в правоохра­нительных органах, ибо решение задач личным составом почти ежедневно сопряжено со сложнностями. Поэтому нужно постоян­ное моделирование на занятиях учебных условий, схожих с ре­альными, приучение действовать в таких условиях, превращение их в хорошо знакомые и освоенные.

Правило подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводитьотработку всех действий на занятиях до выполнения их в таких условиях. Разумеется, к этому следует подходить, соблюдая по­следовательность и доступность.

Правило выбора и моделирования внешних условий содержитрекомендацию выбирать место, время и погодные условия, типич­ные для решения сложных профессиональных задач и затруд­няющих их решение. Кроме того, даже после выбора часто бывает необходимость делать их максимально похожими на реальные с помощью различных средств имитации и моделирования.

Правило моделирования внутренних условий считает обяза­тельнымвызывать у обучающихся с помощью методических средств и приемов внутренние трудности (познавательные, воле­вые, эмоциональные, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на фоне их все требуемые действия.

Правило актуализации необходимых в максимально трудных условиях навыков, умений, качеств. Навык, проявляющийсятолько в упрощенных условиях, — не тот навык, который сослу­жит службу в критический момент, а, скорее всего, подведет спе­циалиста. Приближая условия к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым, делать это с ориентацией на вполне опреде­ленный компонент профессионального мастерства. Так, скорость тактического мышления возникает только при условиях, когда надо ее проявлять; находчивость — в условиях, требующих ее; решительность — когда трудно принимать решение, но надо и причем быстро и др.

Правило наращивания противодействия до реального отра­жаеттипичность для правоохранительной деятельности противо­действия криминального элемента, причем зачастую отчаянного, связанного с применением оружия. «Игра в поддавки»- условия, которые приемлемы для занятий» Они годятся лишь на начальном этапе отработки действий, а затем сила противодействия должна наращиваться, доводиться до реального игрового про­тивоборства.

Правило отработки действий в составе группы и в макси­мально трудных условиях. Если все время заниматься одиночной подготовкой и отрабатывать действия в индивидуальном порядке, а в реальных условиях сотруднику придется выполнять их во взаимодействии с другими, то надо ожидать срывов. Правильная подготовка такова: начинать с одиночной подготовки, овладения отдельными сотрудниками выполнением своих действий, доведе­ния последних до уверенного, с элементами зарождающего автоматизма выполнения. Затем надо перейти к отработке действий в составе группы, в ходе которых индивидуальные действия будут доводиться до автоматизма, причем автоматизма согласованного выполнения с действиями других членов группы, становясь одновременно навыками и умениями групповых действий.

Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, находясь в тесных взаимосвязях и взаимообусловленностях. Мало пользы взять к реализации один ил несколько из них. Успех приходит лишь при полном и правильном их использовании. /

Выводы по третьему вопросу. Педагогические принципы профессиональной подготовки — специальная система основных, исходных требований к построению процесса подготовки, выпол­нение которых обеспечивает решение стоящих перед ней задач. Специфика профессиональной подготовки связана со специ­фикой ее закономерностей151, обусловленных тем, что она:

—проводится с людьми, которые занимаются правоохранительной деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее;

—проводится для людей, имеющих не только общее, но уже и профессиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач;

—является именно подготовкой, а не обучением;

—отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности ее.

Поэтому и принципы профессиональной подготовки, прово­димой в правоохранительных органах, не общедидактические и не чисто дидактические193, ибо процесс подготовки, по сравнению с традиционным обучением/ насыщен воспитательными и разви­вающими закономерностями. Поэтому и принципы частной ди­дактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах, строго говоря, не принципы только обучения, но более емкие — педагогические. Особенности этих принципов и в том, что закономерности профессиональной подготовки не ограничива­ются рамками усвоения знания на отдельном занятии, а охваты­вают всю ее педагогическую систему.

Наряду с закономерностями, относящимися ко всей профес­сиональной подготовке, есть, конечно, и уникальные, специфич­ные для разных видов подготовки (огневой, спортивной, тактиче­ской, технической и др.). Есть они и в подготовке личного состава различных служб и подразделений правоохранительных органов. Поэтому могут быть и специальные принципы для каждого вида подготовки, конкретизирующие и дополняющие частные, которые мы рассмотрели.