VIII. Порядок учета, контроля и оценки служебно-боевой подготовки
VII. Порядок организации служебно-боевой подготовки
VI. Формы служебно-боевой подготовки
Морально-психологическая подготовка
Служебно-боевая подготовка
V. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности
IV. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, учебные сборы и стажировка
II. Специальное профессиональное обучение
I. Общие положения
III. Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России
Обратим особое внимание на 5.2. Морально-психологическую подготовку
Морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел моральной установки на верность Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Основными задачами морально-психологической подготовки являются:
1. формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;
2. развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;
3. совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
4. воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;
5. подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;
6. обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;
7. формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.
Задачи профессиональной подготовки тесно связаны с профессиональным развитиемсотрудников, в профессиональное развитие сотрудников включены необходимость и возможности развития профессиональных способностей— особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах овладения профессией, решений профессиональных задач и профессиональном росте. К таким способностям относятся:
- профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.);
—профессиональная наблюдательность;
—профессиональная память;
—способность к перевоплощению и ролевому поведению;
—профессиональная бдительность;
—скорость реакции;
—профессионально-психологическая устойчивость и др.
Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особенностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, нередко уникальные.
Основные и частные педагогические задачи профессиональной подготовки определяют и ее основное содержание, организацию и методику. Последние конкретизируются организаторами подготовки и руководителями занятий с учетом специфики профессиональной деятельности обучаемых учебной группы, ее успехов и недостатков, новаций, фактической подготовленности и директивных указаний на текущий год
Специфика профессиональной подготовки связана со спецификой ее закономерностей, обусловленных тем, что она:
—проводится с людьми, которые занимаются правоохранительной деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее;
—проводится для людей, имеющих не только общее, но уже и профессиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач;
—является именно подготовкой, а не обучением;
—отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности ее.
Поэтому и принципы профессиональной подготовки, проводимой в правоохранительных органах, не общедидактические и не чисто дидактические, ибо процесс подготовки, по сравнению с традиционным обучением/ насыщен воспитательными и развивающими закономерностями. Поэтому и принципы частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах, строго говоря, не принципы только обучения, но более емкие — педагогические. Особенности этих принципов и в том, что закономерности профессиональной подготовки не ограничиваются рамками усвоения знания на отдельном занятии, а охватывают всю ее педагогическую систему.
Наряду с закономерностями, относящимися ко всей профессиональной подготовке, есть, и уникальные, специфичные для разных видов подготовки (огневой, спортивной, тактической, технической и др.). Есть они и в подготовке личного состава различных служб и подразделений правоохранительных органов. Поэтому могут быть и специальные принципы для каждого вида подготовки, конкретизирующие и дополняющие частные.
Система принципов.Система педагогических принципов профессиональной подготовки — не случайный набор формулировок, а отражение целостно функционирующих в процессе подготовки и влияющих на ее результаты объективных педагогических закономерностей. Системному характеру педагогической реальности подготовки соответствует не «коллекционерский» набор их, а система принципов. В их совокупности выделяются те, которые присущи основным компонентам педагогической системы подготовки, а именно содержательные, организационные, и методические.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ профессиональной подготовки.Они отражают зависимости эффективности подготовки: персонала от особенностей ее целей, задач и соответствующего содержания учебного материала. Они позволяют ответить на первый важный педагогический вопрос — чему учить?
Принцип профессионально-педагогической целеустремленностиотражает закономерную связь отбора содержания подготовки от четко осмысленных и сформулированных целей ее. Цель — исходный элемент любой педагогической системы. Подготовка без четкой, педагогизированной цели и вытекающих из нее задач сравнима с метаниями заблудившегося в дремучем лесу человека: силы и время разбазариваются, результат сомнителен. Нередко это имеет место и в практике. Реализация этого принципа, как и других, облегчается правилами (требованиями), конкретизирующими принцип и отражающими понимание, учет и использование отдельных закономерностей, объединенных принципом.
Правило концептуальноститребует подходить к определению целей, задач, а затем и других элементов процесса подготовки не изолированно, не в отрыве друг от друга, а в целостной картине предстоящей подготовки, в единстве и взаимосвязи всех ее элементов. Такая картина может ограничиваться мысленным образом организаторов подготовки, а при желании и в требуемых случаях выражается в письменной форме. Последнее всегда способствует более точному определению целей и согласованию с ними других элементов концепции. В разработке ее сливаются воедино опора на директивные указания и требования, на рекомендации юридической педагогики, на опыт разрабатывающих ее должностных лиц и специалистов, советы и помощь педагогов.
Правило педагогизации целипредполагает переход от общих формулировок цели (типа «Непрерывно повышать профессионализм личного состава, готовить профессионалов своего дела, обучать в соответствии с современными требованиями) к выраженности ее в виде совокупности конкретных характеристик профессионализма, которые должны приобрести или усовершенствовать обучающиеся в результате участия в подготовке, т.е. путем конкретизации частных педагогических задач. Его следует применять не только ко всей подготовке, но и по отдельным видам ее, этапам, по отношению к отдельным учебным группам и каждому занятию.
Правило триединой педагогической задачи— определяет необходимость осуществлять педагогизацию Цели в виде основных задач обучения + воспитания + развития обучающихся. Без этого процесс подготовки сведется к куцей передаче информации. Эти задачи и их единство призваны быть основополагающими в отборе, продумывании, конкретизации, обогащении содержания, воплощении его не только в разделах и темах программы, но и в содержании каждого отдельного занятия, которому впоследствии подчиняется организация и методика их.
Принцип профессионально-прикладной направленности — принцип, отвечающий основному предназначению Подготовки, проводимой в практических органах. Принцип конкретизируется и реализуется в Правилах:
— профессионализации, т.е. соответствия содержания специфике правоохранительной деятельности и её отдельных задач, проблем, условий, действий и способов их осуществления;
— специализации, т.е. полного подчинения содержания особенностям учебной группы и деятельности специалистов, обучающихся в ней;
— практичности, т.е. нацеленности на формирование навыков, умений и других компонентов практической умелости профессионалов. Дело подготовки не может ограничиваться общими разговорами и советами, а призвано быть профессионально-технологичным, обучать специалистов «мелочам», имеющим значение для достижения нужных результатов, т.е. конкретным действиям, способам, операциям, приемам, их последовательности, видоизменениям в разных условиях, при взаимодействии с другими специалистами и др.
Принцип гражданственностисоответствует закономерной подчиненности правоохранительной деятельности социальным потребностям общества. Профессионально действует лишь тот сотрудник, кто понимает, что каждое действие должно быть выверено на критериях общественных, гражданских интересов и отвечать им. Профессионально обучает тот руководитель занятий, кто учит сотрудников, входящих в учебную группу, постоянно видеть за мелочами повседневных дел сверхзадачи построения гуманного, демократического, правового, цивилизованного общества, отбирая соответствующим образом содержание занятия и продумывая способы его раскрытия. Этот уникальный принцип реализуется в правилах:
- гражданственности, патриотизма, долга и ответственности при отборе и раскрытии содержания обучения. Каждый раздел или вид подготовки, каждая тема должны и могут вносить свою лепту в формирование и совершенствование этой стороны профессионализма;
- обучения знаниям, способам и стилю решения профессиональных задач, отвечающих требованиями и условиям создания в России гуманного, демократического, ориентированного на человека цивилизованного, правового общества. Необходимо включение в каждую тему социальных, моральных, этических, культурных, профессионально-психологических и профессионально-педагогических вопросов и отработки, связанных с ними способов и приемов решения задач;
- формирования современного, цивилизованного профессионального правосознания, которым должен обладать любой профессионал правоохранительных органов и без наличия которого он просто не может считаться таковым;
- непрерывного обучения и воспитания в духе строжайшего соблюдения законности, понимания и уважения прав граждан.
Принцип профессиональной основательности отвечает необходимостистроить подготовку на достоверной информации, знаниях, проверенном опыте, доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершенного, в деталях отработанного, прочно сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам уровня. Ему отвечают правила:
- нормативно правового соответствия, т.е. построения подготовкина основе существующего законодательства, подзаконных нормативных! актов, требований приказов, директив, разработанных программ и планов;
-научности, опоры на данные юридической науки, юридической педагогики, юридической психологии и других наук, имеющих отношение к правоохранительной сфере. Это правило относится не только к научности самого учебного материала, но и к научности способов разработки концепции подготовки, определения целей и задач вплоть до каждого занятия, отборе учебного материала и решении Других вопросов подготовки;
-актуальности, т.е. соответствия содержания подготовки актуальным, сегодняшним, наиболее важным задачам профессиональной деятельности, трудным вопросам практики, более совершенным способам действий, подготавливаемым операциям;
-поучительности— требования постоянно учиться в ходе текущей правоохранительной деятельности, извлекать из нее уроки, на основе их улучшать свою работу;
- опоры на передовой опыт,свой и других правоохранительных органов;
- международной интегративности — требования при подготовке учитывать и зарубежный опыт действий правоохранительных органов;
— исключения педагогического волюнтаризма, формализма и показного благополучия — правила, имеющего в системе профессиональной подготовки личного состава особое значение, т.к. она проводится не ради проформы, а ради дела, — сложного, ответственного и опасного.
Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетворениевысоких требований к профессионализму сотрудников правоохранительных органов, необходимость учиться действовать не кое как, а наилучшим образом, в любых условиях, преодолевать любые трудности. Надо учить так, чтобы постоянно отвечать на усложняющиеся вызовы времени, криминальной и оперативной обстановки в стране, на обслуживаемой территории. Его правила:
— автоматизма— необходимости отработки сотрудниками всех стандартных действий до автоматизма, до установленных нормативов (если они установлены для конкретных действий);
— закалки трудностями. Надежными могут быть только те действия, которые отработаны в условиях трудностей, максимально приближенных к реальным. Упражнения при постоянном наращивании трудностей приучают сотрудников мобилизовывать свои возможности, работать в состоянии напряжения, проявлять волю и настойчивость, развиваться;
— последовательности, т.е. опоры на достигнутый сотрудником (обучающимися учебной группы) уровень профессиональной подготовленности, преемственности в отборе содержания, его постепенном расширении и углублении;
— высшего уровня профессионализма, т.е. систематичности внаращивании профессионализма, достижения его высот. Недопустимо топтаться на месте, из года в год повторять одни и те же простые темы и отрабатывать только «основы*. Объяснения типа «персонал сильно обновился»- не могут служить оправданием. Когда такой факт имеет место, надо выделять группы новичков и тех, чей профессионализм надо повышать еще выше, и проводить подготовку дифференцированно;
поддержания натренированности, т.е. введения в содержаниеи всю систему подготовки вопросов, тем, форм, методов, ориентированных на сохранение высокого уровня профессиональной подготовленности сотрудников (их «профессиональной формы»), их способности в любом месте и в любое время проявить все, чему они были научены. В условиях ведущегося сотрудниками правоохранительных органов «непрерывного боя с преступностью»- реализация этого принципа в системе подготовки имеет огромное значение, а сам он в своем роде уникален, как педагогический принцип.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Они отражают закономерную связь подготовки от организационного порядка в ней и предполагают обеспечение качественного функционирования ее педагогической системы.
Принцип педагогической эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка проводится не ради формального соблюдения чьих-то предписаний. Она нужна для дела, для повышения профессионализма личного состава, для повышения успешности правоохранительной деятельности. Она дорого стоит: сотрудники на время отрываются от текущих служебных дел, нередко важных, срочных, даже «горящих». Поэтому, если уж ее проводить, тратить время, средства и силы, то надо проводить так, Чтобы была отдача;
Правило целеустремленноститребует подчинения всей организации подготовки достижению ее целей и решению задач, того, что задумано. Надо четко определять перечень профессиональных знаний, навыков и умений, привычек и качеств (в Их единстве, определяемой триединой задачей подготовки), которые намечаются как результат всей подготовки, ее отдельного вида (раздела) или занятия.
Правило деловитостиобязывает организовывать подготовку не ради «галочки» и отчета, а для того, чтобы обучающиеся приобрели, прибавили в мастерстве и именно в том, что предусмотрено целью и задачами. Если система образования, особенно высшего и среднего профессионального, построена с широким размахом, . то профессиональная подготовка прагматична и ее практический результат должен быть ощутимым. Например, научные разработки профессионально-психологической подготовки в полиции получили признание, а затем и широкое распространение лишь после убедительного подтверждения их полезности для практики: В 1982-1983 г.г. в Учебном центре ГУВД Москвы были проведены педагогические эксперименты по тренингу профессиональной наблюдательности и памяти в трех учебных группах. В вечернее время все слушатели по традиций привлекались к несению патрульно-постовой службы. Оказалось, что слушатели экспериментальных групп (без всяких дополнительных указаний, напоминаний- и помощи) по показателям обнаружения правонарушений, подделок документов, лиц и предметов, объявленных в розыск, на 80% превосходили слушателей, не прошедших тренинга, и были такими же, как у практиков, прослуживших 8 — 10 лет
Главные критерии эффективности всей подготовки и каждого занятия не те, что внешне характеризуют сам процесс (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект или нет и пр.), а что приобрели обучающиеся. Если отдачи у подготовки нет, организация ее должна быть пересмотрена.
Принцип плановости и дисциплины подготовкиопределяет необходимость четкой продуманности, определенности, ясности и обязательности в построении подготовки.
Привило планированиярекомендует строить подготовку и проведение занятий на основе планов и выполнения их. Главные планы — годовые. Текущее планирование предполагает коррекцию, использование резерва времени, а также разработку планов предстоящих занятий.