Вопрос 3 Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов.

Образовательные учреждения закладывают надежные основы профессионализма сотрудников ОВД. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должности, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но этим дело не заканчивается: жизнь и условия непрерывно меняются, возникают новые задачи, новые условия, происходят изменения в законодательстве, появляются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступлений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания. Поэтому получив диплом о высшем юридическом образовании, нужно продолжать учиться, чтобы поспевать за жизнью. Для этого создана система непрерывного образования, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка, проводимая правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую системунепрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом организации управления и обеспечения деятельности правоохранительного органа.

В настоящее время организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации строится в соответствии с приказом МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490 «"Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" в соответствии с даннымприказомовладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью.

Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяет порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Пункт 2.2. данного приказа гласит: «Считать профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности»

определение Профессиональная подготовка сотрудников - это организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Она включает ком­плекс различных видов подготовки, осуществляемых по ходу служ­бы, повышение квалификации на краткосрочных курсах и стажи­ровках, работу с резервом на выдвижение, поощрение повышения уровня профессионального образования в системе заочного, вечер­него и экстерного обучения. Она организуется в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

В систему профессиональной подготовки кадров МВД России входят:

1. ранняя профессиональная ориентация молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

2. специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные учреждения МВД России);

3. подготовка специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);

4. повышение квалификации, профессиональная переподготовка, учебные сборы и стажировка;

5. послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

6. обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются (в соответствии с пр. № 490):

1. подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;

2. изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

3. обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

4. совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

5. формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;

6. обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

7. выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;

8. поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

9. формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;

10. совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.

Схема Наставления: