Проблемное экономическое районирование.
Государством при регулировании территориального развития страны выделяются различного типа проблемные регионы:
- отсталые (слаборазвитые);
- депрессивные;
- кризисные;
- приграничные;
- неблагоприятных климатических условий;
- неблагоприятной (опасной) экологической ситуации.
Особенность выделения территории в проблемный регион - отсутствие возможностей полного самостоятельного развития и необходимость государственной поддержки.
Помимо указанных, формируются также трансгосударственные и межгосударственные регионы, обычно это - ассоциации сотрудничества. Понятие "регион" применяется и к международным сообществам, например, Европейский Союз (ЕС), СНГ и т. д. Развитие различных регионов на базе интегрирующихся экономик стимулирует укрупнение регионов и формирование транснациональных регионов. Т.о., современный мир - это мир регионов.
Регионы любой страны имеют свою специфичную иерархию. Между регионами выстраивается система вертикальных и горизонтальных связей. Регулирование государством регионального развития осуществляется с помощью региональной экономической политики. РЭП строится на основе четкого установления целей и задач, структуры, средств реализации, механизма регулирования и нормативно-правовой базы. Особый экономический статус имеют так называемые свободные экономические зоны (СЭЗ).
Региональная политика - важнейшая составляющая экономической политики государства. Региональная политика - это комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых местными и федеральными органами власти. Региональная политика охватывает следующие основные направления:
- соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития регионов и страны в целом;
- соотношение центрального и регионального уровней управления экономикой;
- внутренние и внешние факторы развития региона;
- освоение новых территорий и ресурсов;
- подъем экономики отсталых районов;
- национально-экономические вопросы (особенно в условиях многонационального государства);
- формирование единого национального рынка;
- регулирование процесса урбанизации;
- рациональное размещение новых промышленных объектов.
Значение и содержание региональной политики.
Для России региональная политика всегда имела исключительное значение вследствие огромных природно-географических, социально-экономических и других различий регионов. Унифицированный подход к развитию регионов невозможен. В современных условиях роль региональной политики еще более возрастает, это обусловлено:
- проведением экономической реформы (необходимость учета различных стартовых условий регионов, специфики регионов);
- переноса ряда реформенных мероприятий на региональный уровень;
- дезинтеграцией экономического пространства;
- усилением центробежных и сепаратистских настроений в регионах;
- незавершенностью государственного устройства России;
- разграничением компетенций федеральных и региональных органов управления;
- политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;
- геополитическими последствиями распада СССР;
- наличием острых экономических и других проблем в регионах.
Почти вся территория России относится к тем или иным типам проблемных регионов. В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы с:
- с высокой концентрацией конверсируемых отраслей;
- с незавершенными инвестиционными программами;
- наиболее зависимые от поставок сырья, производственно-технической продукции;
- с высокой долей отраслей производства, котролируемых государством;
- с критической экологической обстановкой.
Задачирегиональной политики имеют инерционный (долговременный) характер. Для примера рассмотрим проблему урбанизации. В отношении этой проблемы проводилась противоречива и недостаточно эффективная политика. Декларированный принцип стирания противоречий между городм и деревней не был реализован. Это вызвало многолетнюю и массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов проводилось административно-запретительными методами - ограничение прописки. Города продолжали развивать производства, на них требовалась рабочая сила, брать ее можно было только из сельских регионов. В то же время города не способны были обеспечить прибывающее население социальной инфраструктурой. Все это заставляло искать компромиссные выходы - найм сельских жителей "по лимиту" и т.д.
Качественно новые подходы к региональной политике, которые должны реализовывать органы государственной власти, обусловлены следующими обстоятельствами:
- Изменение статуса России (Россия стала самостоятельным государством, произошло коренное изменение положения российских регионов);
- Изменение соотношения центрального и регионального уровня управления;
- Изменение принципов взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, (Федеративный договор расширил хозяйственную самостоятельность последних);
- Появление необходимости сохранения целостности РФ как объекта государственной политики;
- Произошел переход от административной системы управления к системе рыночного регулирования.
Таким образом, стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
- реконструкция экономики промышленных регионов путем конверсии некоторых отраслей производства и модернизации инфраструктуры, оздоровление в целом экономической обстановки в регионе;
- преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных угодий;
- стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями;
- формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в регионах страны с приоритетным развитием производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов;
- стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в соответствующих регионах, формирование свободных экономических зон и технополисов для ускорения внедрения достижений науки, экономического и социального прогресса;
- переспециализация новых приграничных регионов;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорт, связь, информатика).
В качестве приоритетных выделяют следующие задачи:
- нормализация экологической ситуации в регионах и стране в целом;
- адаптация беженцев и вынужденных переселенцев;
- создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах вселения;
- нормализация ситуации в регионах с критическим положением на рынке труда;
- решение проблемы гиперурбанизации.
Региональный аспект национальной безопасности.
Регионы России, вследствие быстрого перехода от командно-распределительной к рыночной экономике, переживают социально-экономические кризисы. Во многих регионах эта ситуация усугубляется еще и экологическими кризисами. Регионы в силу объективных обстоятельств обладают различными адаптационными способностями. Например, Москва - средоточие развитой промышленной и банковской инфрасруктуры, быстро оправилась от шока и адаптировалась к новым условиям. Другие регионы остались проблемными или превратились в них. Особенно уязвимыми оказались следующие регионы:
- с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявшие спрос на свою продукцию;
- удаленные от основных экономических центров из-за опережающего роста транспортных тарифов4
- дотируемые из федерального бюджета и потерявшие дотации.
Сформировались основные типы проблемных регионов: слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, новые приграничные. Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам, различия в политике региональных властей - определяют неравномерность осуществления экономических реформ и их региональное многообразие. Чтобы как-то соответствовать целям и задачам текущего момента, региональные власти выбирают множество моделей поведения:
- формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва);
- ориентация на усиление экспорта на основе различий в мировых ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;
- завоевание для своего региона льгот от федерального правительства;
- сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (нормирование распределения товаров, контроль над ценами, запрет на вывоз товаров).
В России наблюдаются признаки дезинтеграции - усиление замкнутости регионов и ослабление межрегиональных связей, вплоть до выпадения региона из экономической системы и государства (Приморье, Чечня). Но наблюдаются и интеграционные процессы, возник такой объединяющий фактор как заинтересованность производителей в расширении рынка сбыта. Этот и другие интеграционные процессы следует сделать аспектами региональной политики государства и обеспечить разумное сочетание регионализации и интеграции.
Главная цель РП - проведение единой внешнеэкономической политики, то есть создание для всех регионов необходимых условий для выхода на внешние рынки. Цель региональной политики состоит из системы подцелей:
Социальные -формирование в регионах частной собственности, способствующей созданию рыночной экономики, развитию региональных рынков и социальной инфраструктуры за счет государственных, приватизационных и инвестиционных средств.
Экономические -территориально-ориентированная приватизация с учетом региональной специфики, создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России, повышение комплексности использования природных ресурсов на базе предприятий малого и среднего бизнеса, содействие развитию СЭЗ, привлечение иностранного капитала на выгодных для России условиях.
Экологические - содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в регионах на основе экологически чистых и безотходных технологий, привлечение частного и иностранного капитала к реализации природоохранных мероприятий.
Ситуация в стране в настоящее время далека от стабильной. В это время особое значение приобретают вопросы национальной безопасности - способности государства обеспечивать адекватное реагирование в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов. Региональный аспект национальной безопасности находится в прямой зависимости от проводимой региональной политики. Для обеспечения национальной безопасности в государственной политике должны быть четко отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов.
В сложившейся ситуации, когда большая часть регионов России находится в кризисной ситуации и не в состоянии самостоятельно выйти из нее, правильное осуществление региональной политики становится гарантом сохранения целостности и независимости государства, его национальной безопасности.