Структура финансирования

Введение

 

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование – важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы – финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России – одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» имеется два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды. Первое касается указания источников финансирования:

· республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления;

· средства предприятий, учреждений и организаций;

· федеральных, территориальных и местных экологических фондов;

· фондов экологического страхования;

· кредитов банков;

· добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а так же других источников.

Таким образом, имеется достаточно широкий перечень источников, в том числе новых для российской природоохранительной практики. Имеется основание говорить о существенном изменении финансирования природоохранных мероприятий в период перехода к рыночной экономике. Ранее такими источниками были государственный бюджет и средства предприятий.

Второе новое положение, важное в практическом отношении, касается финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды – в федеральных, республиканских и других бюджетах оно должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона призвано служить гарантией того, что Правительство РФ при планировании государственного бюджета обязательно предусмотрит финансирование охраны окружающей среды.

 

Основным источником средств на природоохранные мероприятия ранее являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средствах предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Такая система была неэффективной – средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Если в условиях административно – командного хозяйствования определяющую роль играло материально – техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов), то в условиях рыночного хозяйства, где дефицитным единственным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Введение методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, таких как платежи за использование природных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств (рис.1):

 

1) бюджеты всех уровней;

2) средства предприятий, учреждений и организаций;

3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

4) фонды экологического страхования;

5) кредиты банков;

6) средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).


 

 
 

 


Рис. 1. Источники финансирования мероприятий по охране окружающей среды

 

Отметим некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования

В доходную часть бюджетов всех уровней (рис. 2.) зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (например, платежи за пользование недрами, земельный налог). Законодательством Российской Федерации установлено, что кроме закрепленных и регулируемых доходов из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности – на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются законодательством.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий.

 

 


Рис.2. Структура бюджетного финансирования

природоохранных мероприятий.

 

Внебюджетные целевые по ресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990 – х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды; воспроизводства минерально-сырьевой базы, воспроизводства, охраны и защиты лесов, восстановления и охраны водных объектов.

Внебюджетные экологические фонды как элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

На характеристике экологических фондов остановимся более подробно.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившие данные фонды.

На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками финансирования природоохранной деятельности могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий, внебюджетные по ресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения.

Опираясь на опыт развитых стран, следует обратить внимание на довольно значительную дифференциацию источников средств, привлекаемых на природоохранные нужды. Так, в США финансирование регионов ведется через субсидии федерального правительства; из фондов, формирующихся частью их общих государственных доходов; из местных поступлений (платежи за услуги по уборке отходов, пользование водоочистным оборудованием, загрязнение среды обитание); из средств, полученных по специальным безналоговым займам.

Использование собственных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий.

Ниже приводится распределение инвестиций в основной капитал, %, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по источникам финансирования (2000 г.)

 

Водные Земли Атмосферный

ресурсы воздух

 

Федеральный бюджет………………………………..3,8 8,0 1,0

Бюджеты субъектов РФ…………………………….17,7 41,0 2,0

Собственные средства предприятий……………….74,3 41,0 94,0

Другие источники…………………………………… 4,2 3,0 3,0

 

В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально – техническими ресурсами. На средства федерального бюджета осуществляются только природоохранные мероприятия, включенные в состав государственных программ. Централизованно за счет государства финансируется и основная деятельность природоохранных министерств и ведомств.

В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений – средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем, объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально – экономических, экологических условий.

Исходя из анализа существующей тенденции, структурного соотношения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах политику инвестирования природоохранной деятельности в отдельных регионах следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

В промышленно развитых странах расходы на борьбу с загрязнением окружающей среды составляют до 3% ВНП. В конце 1990 –х годов в России капитальные и текущие затраты на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов составили около 2% стоимости ВВП. В развитых странах аналогичные затраты составляют до 4% ВВП. Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут затраты на поддержание достигнутого высокого уровня качества окружающей среды, в то время как в России качество окружающей среды нельзя признать высоким.

В связи с тем, что крупные инвестиции в защиту природной среды снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в явном виде не ведут к повышению материального уровня жизни населения. Остается актуальным вопрос об оптимальной величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.