Механизм функционирования политической системы

Механизм функционирования политической системы общества определяется двумя основными составляющими: с одной сторонывзаимодействием ее с другими социальными подсистемами, экономической, прежде всего; с другой, - развитием внутрисистемных политических процессов, основанием которых выступает конкуренция политических групп и партий, их борьба за контроль над институтами государственной власти.

Первичным и необходимым условием всего механизма функциональной деятельности политической системы как самостоятельной является ее институализация,которая заключается в формировании полититических организаций (государства и его органов в первую очередь), установлении четких связей между ними; организационное оформление субъектов политической конкуренции, а также в конституционно-правовом закреплении статуса этих организаций и участников с постепенным установлением динамичной системы связей между ними через посредство своеобразных правил и норм.

Политическая институализация не является единовременным актом, но охватывает достаточно длительный исторический период времени и сопровождается конфликтами, противоречиями и острой борьбой политических сил. При этом вызревание политической системы в каждой стране имеет специфику и происходит в различные исторические сроки.

Становление политической системы сопровождается юридическим оформлением принципов ее взаимодействия со сферой неполитических институтов и структур, образующих комплекс гражданского общества. Ключевой проблемой при этом выступает разграничение сфер влияния политики и бизнеса (экономики), выработка механизма их взаимной защиты.

Установление таких границ способствует очищению политического пространства от прямого влияния денег, коррупции, с одной стороны; и защищает сферу предпринимательства и хозяйствования от жесткого воздействия политической конъюнктуры, с другой. В идеале, смена правительства и правящей партии не должна приводить к экономическим потрясениям, кризисам, ухудшению социально-экономического положения граждан. Что становится возможным только на стадии устойчивого политического развития, условием которого есть наличие зрелой политической системы и высокий уровень общей социальной стабильности.

Как устойчивый комплекс элементов политическая система предполагает наличие следующих основных элементов:

- комплекса политических институтов (организаций), важнейшим из которых является государство, а также политические партии;

- комплекса средств политической информации и коммуникации (СМИ), выступающего в качестве социально-политического посредника между основными субъектами политики, между государственными институтами и социальными группами, гражданским обществом;

- комплекса политико-правовых норм (Конституции и законов), устанавливающих принципы функционирования и деятельности политических институтов и субъектов политики, регулирующих отношения между участниками политического процесса;

- политических связей и отношений, ядром которых выступают отношения господства-подчинения или власти, складывающиеся между политическими группами – лидерами и группами аутсайдерами, между основными институтами государственной власти; между государством и гражданским обществом;

- комплекса духовно-политических (идеологических) ценностей: мифов, символов, лозунгов, идей и концепций, характерных для страны и ее граждан, выражающих образы и модели политической реальности (государства, власти, порядка) и доминирующих в политическом сознании и культуре общества.

Указанные основные элементы структуры политической системы обществавзаимно обуславливают друг друга, предполагая определенное качество взаимосвязей и средств взаимного влияния, а также определенных форм связей с элементами неполитических сфер общественной жизни. Сущностью этих связей есть их стабильность, устойчивость, инерционность, обеспеченных наличием соответствующих политических традиций, которые и выступают консолидирующим началом национально-государственной политики. Очевидно, что единственно здоровой традицией, обеспечивающей системное единство и устойчивость политической жизни общества, может быть только традиция демократическая.

Комплексвнутрисистемных связей образует динамичное единство. В основе внутренней динамики системы лежит политическая деятельность субъектов политики, функционирование институтов и организаций власти, акты группового и индивидуального политического участия и взаимодействия. Все они в совокупности составляют более-менее целостный политический процессили способ существования и развития политической системы.

Содержание этой динамики двойственно: оно направлено и на поддержание, сохранение системы, и, одновременно, на ее обновление, развитие и адаптацию к постоянно изменяющимся социальным условиям. Главным источником развития системы являются противоречиямежду конкурирующими влиятельными группами в их стремлении контролировать государственную власть, а также противоречия между политической системой и другими подсистемами общества, отражающие более глубокие социально-экономические противоречия между разными группами и категориями граждан.

Функциональная деятельность политической системы, следовательно, реализуется в двух группах ее функций или направлений деятельности.

· Первая группа функций является внутрисистемной, ориентированной на саму систему и обеспечение режима ее функционирования. К ним относятся:

- обеспечение целостности и стабильности системы;

-обеспечение ее суверенности, самодостаточности или относительной самостоятельности по отношению к другим подсистемам;

- регуляция внутриполитических отношений;

- обеспечение внутрисистемных источников и резервов обновления и развития;

· Вторая группафункций ориентирована на внешнее окружение, взаимодействие с другими подсистемами и реализацию своего доминирующего положения в социуме. К ним относится:

- Определение целей и заданий общества или разработка стратегического направления его развития;

- Обеспечение межсистемной интеграции и консолидации всего общества на базе согласованных приоритетов (стратегии);

- Мобилизация ресурсов для реализации поставленных целей;

-Разработка общих нормативно-ценностных установок, играющих роль регуляторов поведения граждан;

- Осуществление межсистемной коммуникации, в том числе на международном уровне и др.

- Легитимация или обеспечение признания системы со стороны общества, граждан.

Содержательной основой функционирования политической системы является согласование интересов основных социальных групп и общностей путем использования властного принуждения. Наличие принуждения, элемента насилия неизбежно как выражение неравенства социального положения граждан и социальных групп, несовпадения их интересов. Это значит, что политическая система институализирует, закрепляет господство одной или нескольких групп над другими, стремясь узаконить или легитимировать это господство.

Доминирующая в системе политическая группировка, заинтересована в сглаживании или сокрытии факта своего доминирования. С этой целью она всеми доступными средствами стремится отвлечь внимание граждан от реального положения вещей. Наиболее распространенным способами такого отвлечения является апелляция к угрозам, внешним или внутренним, перекладывание ответственности своих политических конкурентов. Поэтому, политиканство, идеологические манипуляции – неизбежные следствия функционирования политической системы и деятельности субъектов политики. Уровень этого политиканства или спекулятивности зависит от общего уровня социальной и политической зрелости и стабильности общества.

Ключевым противоречием в развития политических систем является сочетание их динамичных и статичных аспектов. Повышенная динамика несет угрозу политической целостности, а излишний консерватизм, застой приводит к утрате адаптивных способностей политической системы и тормозит развитие других сфер общества. Это противоречие разрешается с помощью сложного механизма государственно-правовых и политических инструментов.

Главным стабилизатором политической системы выступает комплекс административно-государственных учреждений разного уровня, носителем которого является корпорация госслужащих или государственная бюрократия. Это слой чиновников – профессионалов, осуществляющих от имени государственной власти управленческие функции на уровне центральной и местных их представительств. Положение бюрократии, как правило, не зависит от прямой политической конъюнктуры и серьезно не меняется при смене правительства. Люди этой категории или слой чиновничества представляет инерционно-консервирующую часть государственно-политических отношений, его носители – наиболее очевидные противники политической нестабильности и авантюризма, а значит и противники политических новаций, реформ всякого рода.

Более динамичной составляющей политической системы выступают учреждения и органы представительной государственной власти. Они формируются по принципу избрания, на конкурсной основе и имеют двойственный состав. Двойственность эта складывается на основе сочетания власти правящих, доминирующих групп и их политической оппозиции.

Естественно, что носители власти заинтересованы в ее сохранении, потому противостоят всяким попыткам оппозиции ослабить свое положение и как следствие изменить расстановку политических сил, изменить параметры политической системы. Оппозиция, наоборот заинтересована в изменениях, в ослаблении позиций правящих групп и возможном усилении своих собственных. Таким образом, непосредственно-политическая составляющая системы менее устойчива в условиях постоянно существующей борьбы политических сил, фактически выступая своеобразной формой динамичного компромисса.

Наконец, третья составляющая политической системы, самая динамичная – это акты политического поведения, индивидуальных, коллективных и массовых действий различных политических, общественных групп и формирований, стремящихся оказать давления на официальную власть (изнутри самой власти и из внешнего ее окружения), выдвигающих постоянные требования по поводу удовлетворения своих интересов.

Таким образом, функционирование политической системы является результирующей действия внутрисистемных механизмов-сил и внесистемного воздействия разных секторов и групп гражданского общества, а также и действия международных сил разного уровня и форм. В свою очередь, политическая система оказывает стабилизирующее организационное воздействие на другие подсистемы общества, стимулируя их или препятствуя их развитию.