Занятие №13

ПРИЛОЖЕНИЕ

V. Литература для самоподготовки

Гексацианоферрата(II) калия и тиоцианата аммония (калия)

Гексацианоферрата(III) калия

Их свойств

Опыт 1. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и исследование

Реактивы и оборудование: растворы: 2н. KOH (NaOH), 2н. Н2SO4, дист.

Н2О; кристаллы FeSO4, соль железа(III).

Методика:

А.В три пробирки внесите по 0,5 микрошпателя кристаллов сульфата железа(II), 5-6 капель воды и перемешайте до растворения. Добавьте в каждую пробирку 3-4 капли 2н. раствора гидроксида калия (натрия). Затем внесите раздельно в 1-ю пробирку избыток раствора гидроксида калия (натрия), во 2-ю – 3-4 капли 2н. раствора серной кислоты, а 3-ю оставьте на воздухе. Что наблюдаете? Отметьте цвет образующегося осадка, его

изменение во времени. Напишите соответствующие уравнения реакций в

молекулярном и ионном видах.

Б.Аналогично получите гидроксид железа(III) и исследуйте его свойства.

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Вывод: основываясь на различии в строении ионов Fe+2 и Fe+3, объясните:

а) почему Fe(OH)2 не является в отличие от Fe(OH)3 амфотерным гидроксидом; б) почему соединения, содержащие Fe+2, в отличие от соединений содержащих Fe+3, неустойчивы и легко окисляются даже на воздухе.

 

 

Опыт 2. Качественные реакции на ион Fe2+, действие на соли железа(II)

Реактивы и оборудование: 0,5М раствор K3[Fe(CN)6], дист. Н2О; кристаллы FeSO4 (FeCl2); микрошпатель.

Методика:

В пробирку внесите 2-3 кристаллика соли железа(II) и 2-3 капли воды, добавьте 1-2 капли 0,5н. раствора гексацианоферрата(III) калия. Отметьте цвет образовавшегося осадка (турнбулева синь). Напишите уравнение качественной реакции в молекулярном и ионном видах.

Вывод: напишите математическое выражение для Kн образующегося иона, определите тип гибридизации АО катиона Fe+2 и геометрию комплекса.

 

Опыт 4. Качественные реакции на ион Fe3+, действие на соли железа (III)

Реактивы и оборудование: растворы: 0,5н. FeCl3, 0,01 н. K4[Fe(CN)6], NH4SCN (KSCN).

Методика:

В две пробирки внесите по 2-3 капли 0,5н. раствора хлорида железа(III) и добавьте по 1-2 капли: в 1-ю пробирку 0,01н. раствора__ гексацианоферрата(II) калия, во 2-ю – 0,01н. раствора тиоцианата аммония (калия). Что наблюдаете? Отметьте изменение цвета и образование осадка берлинской лазури в первой пробирке. Чем вызвано появление красной окраски во второй пробирке? Напишите уравнение качественных реакций

в молекулярном и ионном видах.

Вывод: напишите математическое выражение для Kн образующихся ионов.

Поясните, чем являются по отношению друг к другу берлинская лазурь и турнбуллева синь.

 

1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для медицинских вузов / Ершов Ю. А, Попков А. А., Берлянд А. С. и др., под ред. Ю. А. Ершова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2002, 2005. – 560 с.

2. Попков, В. А. Общая химия : учеб. для вузов / В.А.Попков, С.А.Пузаков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3.Беликов,В.Г. Фармацевтическая химия : учеб.пособие / В.Г.Беликов. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2007. - 624 с.

4. Конспект лекций.

Обучающая задача

Растворы FeCl3 за счет гидролиза имеют желто-коричневую окраску. Почему при нагревании раствора окраска становится темной и, наоборот, светлеет при добавлении кислот?

Решение:

Гидролиз – процесс эндотермический и обратимый, поэтому, согласно принципу Ле Шателье, гидролиз будет усиливаться при нагревании. В связи с этим возможно протекание одноступенчатого процесса с образованием бурого Fe(OH)3:

FeCl3 + 3H2O → Fe(OH)3 + 3HCl.

При подкислении согласно принципу Ле Шателье равновесие смещается влево, поэтому раствор светлеет.

I.Тема: Решение ситуационных задач.

III. Актуальность темы:

IV.Исходный уровень: см. предыдущие занятия

Учебно – целевые вопросы:

1.Предложить метод определения, предложить метод качественного анализа (фармакопейные реакции).

2. Привести механизм действия лекарственного вещества.

3. Применение в фармации и клиническом анализе.

Задания для самоконтроля:

1. При некоторых заболеваниях в организм вводят раствор хлористого натрия с массовой долей 0,9%, называемый физиологическим раствором. Вычислите, сколько воды и соли нужно взять для приготовления 250 мл физиологического раствора, плотность которого 1,005 г/см3.

Ответ: 2,26 г соли и 248,99 г воды.

2. Для определения времени рекальцификации кровяной
плазмы применяют 0,025М раствор хлорида кальция, который готовят
из сухого прокаленного вещества. Сколько хлористого кальция
необходимо для приготовления 500 мл требуемого раствора?

Ответ: 1,37г СаС12.

3. Для компенсации недостатка соляной кислоты в желудочном
соке применяют ее растворы как лекарственные формы.
Сколько мл НС1 с массовой долей 26% (пл. 1,12 г/см ) необходимо
для приготовления 200 мл 0,1 н раствора НС1?

Ответ: 2,5 мл.

4. В биохимическом анализе для определения сахара в крови
необходим раствор сульфата цинка с массовой долей 0,45%, кото-
рый готовят разбавлением водой исходного раствора с массовой
долей 45%. Сколько воды и кристаллогидрата ZnS04 • 7Н20 требуется­
для приготовления 2 кг исходного раствора? Сколько исходного раствора нужно для приготовления 200 г раствора с массовой долей 0,45%?

Ответ: 396 г воды и 1604 г ZnS04 • 7Н20; 2 г исходного раствора.

 

5. Содержание сульфата железа (II) в растворе (пл. 1,122 г/см )
составляет 12%. Вычислите молярную концентрацию и молярную
концентрацию эквивалента сульфата железа (И) в растворе.

 

 

6. Для полоскания горла при ангине и промывания желудка при отравлениях применяются 0,01 – 0,1 % - е растворы KMnO4 (они бледно – розового цвета), а для промывания ран – 0,1 – 0,5 % - е (розовые). Такие «слабые» растворы лучше всего готовить, разбавляя водой более концентрированный («крепкий» ) раствор. Рассчитайте объемы 2,5 % - го раствора перманганата калия и воды, которые требуются для приготовления 40 мл 0,05% - го раствора. Плотность 0,05% - го раствора равна 1,003 г/мл, а 2,5 % - го – 1,017 г/мл.

7. Раствор, содержащий пероксид водорода и столовый уксус являются противоядием при отравлении перманганатом калия ( концентрированные растворы последнего могут вызывать ожоги полости рта, пищевода и желудка). В этом случае перманганат – ионы переходят в менее опасные катионы марганца (+2). Составьте уравнение данной окислительно – восстановительной реакции электронно – ионным методом.

8. Борная кислота Н3ВО3 – белое кристаллическое вещество, применяется в виде 2% - х растворов для промывания слизистых оболочек глаза и обработки пораженных инфекцией участков кожи. Рассчитайте молярную концентрацию Н3ВО3 в ее 1% - м растворе. Плотность раствора равна 1,002 г/мл.

9. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,9% раствор NaCl (плотность 1 г/см3). Определите массу соли, введенную в организм при вливании 22 см3 этого раствора, а также молярную концентрацию и титр этого раствора.

10. Определите массовую долю, молярную и моляльную концентрации ZnCl2 в растворе, применяемого в качестве вяжущего и антисептического средства, содержащего 5 г ZnCl2 в 100 г раствора ( плотность 1 г/см3). Что означает запись о,2 М раствор ZnCl2?