Занятие №6

II. Литература для самоподготовки

Занятие №5

V. Литература для самоподготовки

1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для медицинских вузов / Ершов Ю. А, Попков А. А., Берлянд А. С. и др., под ред. Ю. А. Ершова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2002, 2005. – 560 с.

2. Попков, В. А. Общая химия : учеб. для вузов / В.А.Попков, С.А.Пузаков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3.Беликов,В.Г. Фармацевтическая химия : учеб.пособие / В.Г.Беликов. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2007. - 624 с.

4. Конспект лекций.

I.Тема: Рубежный контроль модуля 1

Вопросы для подготовки:

1. Соединения бора (борная кислота, натрия тетраборат). Получение, свойства, аналитические реакции.

2. Соединения алюминия ( гидроксид алюминия, фосфат алюминия, алюмокалиевые квасцы, жидкость Бурова). Получение, свойства, аналитические реакции Al3+.

3. Применение соединений элементов III А группы в медицине и фармации. Механизм действия лекарственных веществ.

4.Карбонаты. Физические и химические свойства. Способы получения. Аналитические реакции.

5.Гидрокарбонаты. Физические и химические свойства. Способы получения. Аналитические реакции.

6.Применение соединений элементов IVА группы в медицине и фармации. Механизм действия лекарственных препаратов.

7.Нитрит натрия. Физические и химические свойства. Способы получения.

8.Качественные реакции на NO2

9.Медико – биологическое значение азота и фосфора и соединений на их основе.

10. Укажите механизм действия ортоборной кислоты как антисептического средства.

11. Написать уравнение гидролиза натрия тетрабората. Указать фармакологическое действие препарата.

12. Какая химическая реакция лежит в основе фармакологического действия солей Al3+.

13. Какая химическая реакция лежит в основе токсического действия иона Tl+.

14. К каким заболеваниям может привести отравление СО2 (концентрация СО2 выше 10%)? Для чего применяется сжиженный СО2?

15. На чем основано применение NaHCO3и CaCO3 в качестве антацидных средств?

16. Чем объясняется токсическое действие СО? Как можно объяснить применение восстановленного железа в качестве антидота при отравлении СО?

17. Какая химическая реакция лежит в основе токсического действия нитритов?

18. Чем обусловлено токсическое действие белого фосфора?

19. Объясните токсическое действие на живые организмы соединений мышьяка.

1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для медицинских вузов / Ершов Ю. А, Попков А. А., Берлянд А. С. и др., под ред. Ю. А. Ершова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2002, 2005. – 560 с.

2. Попков, В. А. Общая химия : учеб. для вузов / В.А.Попков, С.А.Пузаков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3.Беликов,В.Г. 3. Фармацевтическая химия : учеб.пособие / В.Г.Беликов. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2007. - 624 с.

4. Конспект лекций.

Модуль №2: р – элементы.Лекарственные вещества VI,VII групп

 

I.Тема: Лекарственные вещества VIА группы периодической системы элементов Д.И.Менделеева

II. Актуальность темы: Кислород выполняет незаменимую физиологическую роль, кислород и его соединения необходимы для поддержания жизни. Кислород входит в состав многих неорганических биомолекул– воды, фосфат - , карбонат – ионов и т.д. Важнейшее свойство кислорода – его окислительная активность.

Сера образует многочисленные неорганические и органические соединения, имеющие самые разнообразные аспекты практического применения. Соединения серы применяются и как лекарственные средства (многие соли серной кислоты, сульфаниламидные препараты и др.).

 

III.Исходный уровень:

1. Общая характеристика элементов подгруппы VI А.

2. Зависимость свойств элементов и их соединений от положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

3. Химические свойства элементов VI А группы и их соединений.

4. Медико – биологическое значение элементов VI А группы и соединений на их основе.

 

IV.Содержание занятия:

1. Контроль выполнения домашнего задания.

2. Практическая часть.

Учебно – целевые вопросы:

1. Кислород. Анализ кислорода. Вода очищенная. Вода для инъекций.

2. Пероксидные соединения. Лекарственные препараты пероксида водорода (пероксид водорода, пероксид магния, гидроперит). Получение, свойства, Количественное определение перекиси водорода. Применение в медицине.

3.Тиосульфат натрия. Физические и химические свойства, получение. Качественная реакция на ион S2O32-. Применение в медицине.

 

Лабораторная работа: Качественные реакции на ион S2O32-

а) Реакция с нитратом серебра (фармакопейная)

AgNO3 дает в растворах солей тиосерной кислоты белый осадок Ag2S2O3 :

2Ag + S2O32- → Ag2S2O3

Осадок быстро разлагается до черного Ag2S. Цвет осадка последовательно изменяется на желтый, бурый и под конец – черный.

Ag2S2O3 + H2O → Ag2S +H2SO4

При избытке ионов S2O32- осадок Ag2S2O3 растворяется с образованием комплексных ионов [Ag(S2O3)2]3-

Ag2S2O3 + 3 S2O32- → 2[Ag(S2O3)2]3-

Выполнение: к 2 – 3 каплям раствора Na2S2O3 добавить по каплям раствор AgNO3 до образования осадка. Осадок взболтать и разделить на две пробирки. В одну влить по каплям раствор Na2S2O3 до растворения осадка, в другой наблюдать изменение окраски осадка.

б)Реакция разложения тиосульфатов кислотами (фармакопейная)

Под действием минеральных кислот на тиосульфаты вначале образуется нестабильная тиосерная кислота H2S2O3, быстро разлагающаяся с выделением SO2 и элементарной серы, которая вызывает помутнение раствора.

Na2S2O3+ 2HCl= H2S2O3 + 2NaCl

H2S2O3= H2O + SO2 +S

Выполнение: К 4 – 5 каплям Na2S2O3 прилить 5 – 6 капель раствора HCl. Смесь слегка нагреть. Наблюдать выделение свободной серы.

в) Реакция окисления S2O32- ионом Fe3+

тиосульфат – ион медленно окисляется ионами железа (III) по следующей схеме:

2Fe3++ 2 S2O32- ↔ 2Fe2++S4O62-

Реакция каталитически ускоряется ионами Cu (II)

Реактивы: FeCl3 (1% раствор), 0,1 н раствор HCl, Na2S2O3 5%, CuSO4 0,1%.

Выполнение: В пробирку налить 20 мл раствора FeCl3 и … воды. Разделить на две части. К первой части прилить 5 мл CuSO4. В обе пробирки добавить по 20 мл Na2S2O3. В обоих пробирках появляется фиолетовое окрашивание комплекса железа (III) c Na2S2O3. Но в первой пробирке окраска исчезает быстро, во 2 – ой медленно.