Введение

Учебное пособие

к лабораторно – практическим занятиям по дисциплине: «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений» для студентов 1 курса фармацевтического факультета

 

Оренбург, 2013 г.

УДК

 

Составители: доценты кафедры химии и фармацевтической химии И.П.Воронкова, Л.А. Чеснокова, И.В. Михайлова

 

Под общей редакцией зав. кафедрой медицинской и фарм. химии д.м.н., профессора С.И.Красикова.

 

Учебное пособие к лабораторно – практическим занятиям по дисциплине: «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений»

 

Учебное пособие к лабораторно – практическим занятиям по дисциплине «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений» составлено для студентов I курса фармацевтического факультета Оренбургской государственной медицинской академии, обучающихся по специальности 060301.65 – «Фармация» (квалификация - провизор), в соответствии с учебным планом и программой курса.

 

Рецензенты:

1. доцент кафедры химии и МПХ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», кандидат химических наук Фарус О.А.

2. доцент кафедры биологической химии ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат биологических наук Лебедева Е.Н.

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

 

Данноеучебное пособие составлено в помощь студентам при подготовке к лабораторно-практическим занятиям, включает перечень учебно-целевых вопросов, литературный указатель, методику выполнения лабораторного практикума, обучающие задачи.

Целью освоения дисциплины: «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений», относящейся к вариативной части математического и естественнонаучного цикладисциплин по специальности 060301.65 - Фармация высшего профессионального медицинского образования, является приобретение студентами знаний и навыков, необходимых для освоения смежных дисциплин образовательного цикла и последующей профессиональной деятельности.

Основными задачами обучения студентов по данному курсу являются:

- формирование знаний по свойствам химических элементов и образуемых ими лекарственных веществ;

- изучение способов получения лекарственных препаратов неорганической природы;

- выявление связи и закономерности между строением вещества и его свойствами;

- использование современной химической терминологии;

- выработка умения пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, химической посудой и измерительными приборами;

- установление взаимосвязи химии лекарственных средств неорганической природы с химическими, физическими и медико – биологическими науками;

- интегрирование курса «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений» с профилирующими дисциплинами (фармацевтическая химия, фармакология, фармакогнозия, токсикологическая химия, биотехнология, фармацевтическая технология).

 

 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В

ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

1. Во время работы в химической лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок, в лаборатории не должно быть лишних предметов, а также следует соблюдать правила техники безопасности.

2. В химической лаборатории студент должен быть в халате и шапочке (или волосы аккуратно забраны назад).

3. Каждый студент должен знать, где в лаборатории находятся средства противопожарной защиты и аптечка.

4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать пищу, пить воду.

5. Нельзя приступать к работе до тех пор, пока студент не освоит всей техники ее выполнения.

6. Опыты следует проводить только в чистой посуде. После окончания эксперимента посуду необходимо вымыть сразу же.

7. В процессе работы необходимо быть аккуратным, следить, чтоб вещества не попали на кожу лица и рук, а также в глаза.

8. Нельзя проверять на вкус никакие вещества. Нюхать вещества нужно осторожно, направляя на себя пар или газ легким движением руки.

9. На посуде, в которой сохраняются реактивы, обязательно должны быть этикетки с названием вещества.

10.Во время нагревания твердых и жидких веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстие на себя или на соседа; категорически запрещается заглядывать сверху в посуду.

11.После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

12.Запрещается выливать в раковину концентрированные растворы кислот, щелочей.

13.Во время работы с ядовитыми веществами, концентрированными кислотами и щелочами, фенолом и др. необходимо пользоваться защитными очками, противогазами или респираторами.

14.Опыты с легковоспламеняющимися веществами (эфир, бензин, ацетон, спирт) проводят вдали от огня и включенных электроприборов.

15.Если возник пожар, немедленно отключить газ, выключить электроприборы в лаборатории. Быстро забрать все горючие вещества подальше от огня, а пламя тушить огнетушителем, песком или использовать противопожарное одеяло. Нельзя заливать огонь водой.

16.Если на ком-то воспламенится одежда, необходимо его повалить на пол и быстро накрыть шерстяным одеялом, бегать по лаборатории запрещается, так как пламя усилится.

17.Термические ожоги немедленно обрабатывают спиртовым раствором танина, этанола или разбавленным раствором калия перманганата.

18.Ожоги кислотами необходимо сразу же вытереть сухой тканью, потом промыть проточной водой, а затем – 5%-ным раствором натрий гидрокарбоната и снова водой.

19.Ожоги щелочами сразу же промывают проточной водой, потом 3%-ным раствором борной кислоты или ацетатной кислоты.

20.Если кислота или щелочь попали в глаза, необходимо быстро промыть их небольшой струей воды из под крана на протяжении 3-5 мин, потом раствором борной кислоты (в случае попадания щелочи) или раствором натрий гидрокарбоната (в случае попадания кислоты). После этого необходимо обратиться к врачу.

21.Кожу, пораженную органическими веществами (например, фенолом) необходимо быстро промыть большим количеством спирта или другого нейтрального растворителя. Пострадавшего студента необходимо отправить в медпункт

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

1. ОК–1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

2. ПК–35 способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи;

3. ПК–37 способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных химических форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций;

4. ПК–47 Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

 

Модуль №1: р- элементы. Лекарственные вещества III, IV, V групп