Туристские организации
С одной стороны, туристскую организацию можно определить как особый вид организационной структуры управления, которая берет на себя функцию координатора в туристском регионе. Для менеджмента важно, чтобы различные функции как отдельного предприятия, так и туристского региона координировались специальными организационными структурами.
С другой стороны, туристские организации представляются туристскими посредниками, т.е. туристские организации данного типа должны выполнять маркетинговые функции, носить кооперативный характер и иметь возможность организовать работу как на государственном уровне, так и в частном порядке.
В любом случае туристские организации формируют туристскую политику, т.е. должны создать выгодные для туризма рамочные условия и стимулировать его развитие в подведомственном районе. Такими организационными структурами являются туристские организации в виде частнохозяйственных (объединения) или государственных (управление) структур. Они осуществляют свою деятельность на трех уровнях: национальном, областном и городском.
Таким образом, организационные структуры, предназначенные для туристского менеджмента, охватывают государственные и частные организации на региональном, национальном и международном, а также частично на местном уровне (рис.1). Такие организации необходимы для планирования развития туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта.
Рис.1. Иерархическая структура различных уровней управления региональными туристскими организациями
Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе. Такие программы способствуют развитию туристской инфраструктуры, ремесел, курортных учреждений и социального туризма. Кроме того, эти организации проводят маркетинг.
Туристские управления и объединения различаются прежде всего по виду их финансирования: управления финансируются из средств государственного бюджета, а объединения существуют главным образом за счет членских взносов и доходов от деятельности частных туристских структур.
Управления и объединения решают те же задачи, которыми ранее занимались управления по туризму: формированием туристской инфраструктуры; рекламой; обслуживанием гостей; посредническими услугами по расселению туристов.
Для наглядности приведем несколько примеров:
чтобы улучшить привлекательность местности, запланировано сооружение кемпинга;
презентация города, туристского региона на туристской ярмарке с использованием видеокассет или проспектов;
предоставление информации об интересных мероприятиях, проводимых в городе, экскурсионное обслуживание по городу;
туристы, приехавшие без предварительного бронирования мест в гостинице, получают информацию о наличии свободных мест в гостиницах и других местах размещения.
Анализируя проблемы менеджмента любого туристского региона, следует иметь в виду, что, кроме государственных, существуют еще и частные туристские организации. Среди них выделяются следующие:
q объединения туристских посредников. Эти организации разрабатывают правила заключения сделок в туристской отрасли; защищают отраслевую деятельность; устраняют нелегальные методы работы; поддерживают предприятия — члены объединения в правовых и налоговых вопросах; анализируют деятельность предприятий и другие мероприятия, способствующие повышению экономичности; организуют процесс обучения и повышение квалификации руководителей и специалистов туристской индустрии;
q частные туристские организации гостиничного и ресторанного типа. Гостиничные хозяйства и предприятия общественного питания всех категорий, предлагающие туристские услуги, часто объединяются в местные союзы, чтобы с большей эффективностью защищать свои общие интересы.
q -частные туристские организации на местном уровне. Туристские управления, объединения на местах используют преимущества общего представительства своих интересов на высших уровнях управления.
q рекламные организации по привлечению в страну иностранных туристов. Во многих странах мира функционируют организации и учреждения, которые занимаются национальной рекламой.
q Таким образом, государственные туристские организации — это политические учреждения, дислоцирующиеся на трех уровнях: национальном, областном и районном (местном). Частные туристские организации осуществляют свою деятельность также на трех уровнях, однако создаются и финансируются они негосударственными структурами (объединениями и союзами).