Контроль затрат и их сокращение.
Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи
Приказ от 14 апреля 2000г. № 42Н об утверждении инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами министерства финансов РФ. «Контроль» (от французского controle – дословно «список, ведущийся в двух экземплярах») означает проверку (отслеживание, регулирование и иное управляющее воздействие на любой объект управления). Сущность экономического контроля в условиях рыночной экономики состоит в отслеживании экономического производства для оценки его фактического состояния и принятия, необходимых мер по результатам этого отслеживания. Контроль может носить правовой, административный характер, а также большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль. Чтобы понять сущность финансового контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, которые позволяли бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких понятий. В широком смысле финансовый контроль означает контрольную деятельность уполномоченных на то органов по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдения финансовой дисциплины, выявления отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам. Объектом контрольной функции являются главным образом финансовые показатели деятельности этих субъектов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, что контролируется и каковы его цели различают следующие виды контроля: общегосударственный/вневедомственный контроль проводят органами государственной власти и управления Общегосударственный контроль осуществляется как в масштабах РФ, так и в каждом субъекте РФ. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты не зависимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества служит инструментом проверки выполнением обязательств физических и юридических лиц перед государствам и соблюдении законности. Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д. Считается, что в широком смысле контроль — это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей. Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т. е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления. Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами контроля, как: • субъект контроля; • субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого контроль осуществляется); • объект контроля; • предмет контроля; • цель контроля; • задачи контроля; • принципы контроля; • методы контроля; • техника и технология контроля; • процесс контроля. В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля. Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям. Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др. В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Многие современные исследователи финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовой сфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к трактованию финансового контроля как формы регулирования определенных финансово-производственных отношений. При этом упускается из виду тот факт, что контроль является и способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о результатах оказанного им на объект воздействия. В МСФО контроль определяется, как «возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании таким образом, чтобы получить выгоды от ее деятельности. Немецкий ученый Д. Хан считает, что «контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности». Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность, ответственность, профессиональная компетентность, действенность и т. п. Для понимания сущности экономического контроля наряду с основными принципами важное значение имеет определение его целей и задач. Выступая основной частью организации и регулирования экономического производства, экономический контроль направлен на достижение тех же целей, которые стоят и перед рыночной экономикой: повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса. В соответствии с этим экономический контроль должен удовлетворять определенным требованиям, находящим отражение в следующих задачах: - проверка соблюдения действующего законодательства и иного нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъектов; - обеспечение сохранности контролируемых экономических ресурсов и выявление фактов недостач, потерь, порчи и иного нерационального использования; - проверка планов (смет, бюджетов), выявление и интерпретация отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов; - выявление и использование резервов роста и повышения эффективности экономического производства; - проверка состояния бух. учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности; - содействие прозрачности и гуманизации бизнеса. По характеру субъекта контроля различают внутренний и внешний контроль. Внутренний проводиться внутренними службами предприятия, а внешний государственный финансовый контроль проводиться правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками. Государственный контроль – представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и др. должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. Общественный контроль — осуществляется контрольными органами и представляет собой самый массовый вид экономического контроля. Аудиторский контроль – характерен для рыночной экономики – представляет собой независимую проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Финансовый контроль — охватывает финансовую сферу экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств. По времени проведения экономического контроля различают: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю, и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования экономических ресурсов. Текущий контроль – проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и призван оперативно устранять недостатки, выявлять и закреплять положи-тельные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление уже допущенных недостатков или примененного положительного опыта. Эта форма является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля. По источникам контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. Документальным называется контроль, осуществляемый по документальным данным. В качестве источников контрольных данных выступают бизнес-планы, сметы, бюджетные задания, формы статистической и налоговой отчетности, первичные документы и регистры, годовая и промежуточная отчетность и т. п. Фактическим считается контроль, осуществляемый по данным осмотра в натуре проверяемых объектов (обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных). По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль. Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца, например, за каждую декаду, за каждый день по завершению контролируемого процесса операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация. Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным плана, смет, норм и нормативов первичных документов, производственных, материальных и других отчетов по записям учетных регистрах и другим источникам. По охвату проверяемых объектов выделяют сплошной и выборочный контроль. Сплошной контроль означает проверку объектов в сплошном порядке. Выборочный контроль ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов. Ревизия – важнейшая форма экономического контроля. Самоконтроль – означает осуществление экономического контроля непосредственно управленческим персоналом хозяйствующего субъекта и является преобладающей формой проведения внутреннего контроля. Экономический анализ – представляет собой один из важных способов контроля, заключающийся в выявлении влияния отдельных факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. | |||||||||
Контроль за эффективностью деятельности объекта управления можно отнести к одному из иных направлений развития финансового контроля.
Для решения поставленных задач и осуществления своих функций органы финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обследование, анализ.
Проверка заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Анализ предполагает изучение хозяйственных процессов объектов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих объектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации.
Обследование — это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.
Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обозначить следующим образом:
1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают:
• проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
• сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установленными нормативами;
•проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
• проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам;
• проверку арифметических расчетов — перерасчет, т. е. арифметический (счетный) контроль.
2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов, в состав которых входят:
• сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
• подтверждение (сверка расчетов);
• проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;
• прослеживание (сканирование);
• аналитические процедуры;
• специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций;
• подготовка альтернативных балансов (как промежуточных — сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудиторской практике как пробный баланс).
3. Приемы фактической проверки, к которым относятся:
• инвентаризация;
• осмотр;
• наблюдение;
• контрольный запуск сырья в производство;
• лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции;
• экспертная оценка;
• проверка объема выполненных работ;
• проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;
• получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты;
• контрольная покупка;
• другие.
| |||||||||
5.4. Виды контроля Независимый контроль | |||||||||
Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что: 1) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителей; 2) собственники, прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую сложные операции организации законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта. Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Понятие аудиторской деятельности. Цель аудита. Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками: • цель — проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета; • результат — мнение о финансовых отчетах объекта аудита; • исполнители — внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм); •пользователи результатов — внешние по отношению к объекту аудита контрагенты и сам объект аудита. Профессор П. И. Камышанов отмечает, что аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Представленный подход к пониманию сущности аудита близок тому, как его трактует Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров. Он рассматривает аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, в ходе, которого устанавливается уровень их соответствия определенному критерию, результаты которого предоставляются заинтересованным пользователям. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательный аудиторской проверки. На практике аудиторские организации оказывают множество сопутствующих аудиту услуг. Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам: 1) общая приемлемость отчетности — соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации; 2) обоснованность — существуют ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм; 3) законченность — включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат организации; 4) оценка — все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны; 5) классификация — есть ли основания относить сумму на тот счет, на котором она записана; 6) разделение — отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были совершены; 7) аккуратность — соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, содержащимся в Главной книге; 8) раскрытие — все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним. Виды аудита различают по следующим критериям: • по отношению к требованиям законодательства — аудит инициативный и обязательный; • по объектам аудита — аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный; • по предметам аудита — аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит; • по времени осуществления — первоначальный, периодический (повторяющийся) и оперативный аудит; • по характеру проверки — подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно-ориентированный аудит; • по назначению — аудит на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит. Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности. Операционный (управленческий, производственный) аудит представляет собой проверку любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности. Данный вид аудита осуществляется для определения степени экономичности и эффективности функционирования субъекта аудита, а также для выработки управленческих рекомендаций. | |||||||||
Внутрихозяйственный контроль | |||||||||
Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль. Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности. Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. Среда контроля — это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы. Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей. Учетная система — это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение. Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности: • учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета; • организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии); • распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии; •организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; • порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров; • порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; • роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности; • критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик; • средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета. Процедуры контроля — это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия. В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно выделить: функциональный аудит; организационно-технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления; консультационный аудит. Функциональный аудит систем производства и управления проводится для оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо подразделением (должностным лицом) организации. Примеры функционального внутреннего аудита: • контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных отделом маркетинга; • контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением бухгалтерии; • контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов) о состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой бухгалтерией; контроль качества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем. Организационно-технический аудит систем производства и управления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования. К организационно-техническому аудиту можно отнести: • контроль целесообразности организационной структуры; • контроль целесообразности схемы организационных отношений; •контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом; • контроль организационной и технической целесообразности иных систем производства и управления, в том числе систем управления персоналом, коммуникаций, управленческой информационной системы. Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить более глубокий контроль деятельности организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудита систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией. Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке внутрихозяйственных регламентов и других внутренних нормативных документов, консультировать по различным вопросам законодательства, участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала, проводить консультации для работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций, участвовать в постановке бухгалтерского учета. Все эти функции относятся к консультационному аудиту. Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта — коммерческой организации различаются: 1) субъектами, проводящими проверку; 2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется; 3) целями проверки; 4) формой представления результатов проверки. Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и внутрихозяйственный контроль объединяет реализация контрольной функции посредством решения следующих общих для них задач: - изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого объекта; - оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы: - установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев внутренней) отчетности объекта, - установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными актами, действующими в Российской Федерации, внутренними положениями и инструкциями, - оценить произведенные расходы и полученные результаты производственно-хозяйственной деятельности. | |||||||||
Не следует смешивать понятия «контроль затрат» и «сокращение затрат». Контроль затрат нацелен прежде всего на удержание затрат в запланированных рамках, а сокращение, напротив имеет своей целью снижение величины затрат по сравнению с ранее достигнутым уровнем без ущерба для качества производимых товаров/услуг. И хотя значительного сокращения расходов можно достичь, просто оценив ситуацию с позиций здравого смысла (применив, например, бюджетирование «с нуля») или применяя подход управления затратами по видам деятельности (Activity Based Cost Management), можно использовать и специальные подходы к сокращению затрат; конструкторский, маркетинговый бухгалтерский.
Конструкторский подход представляет собой систематически поиск и устранение незначительных свойств товара/услуги, который проводится как на стадии предпродажной подготовки (на ста дни разработки или после первого рыночного тестирования), та и периодически на протяжении всего жизненного цикла товаpa/услуги. Обычно такой анализ выполняется группой технических и финансовых специалистов и сводится к получению ответов на следующие вопросы:
1. Может ли основное функциональное свойство товара/услуги обеспечиваться другим способом, с использованием более экономичных технологий, с меньшими затратами материалов и т. п.? Основной принцип, лежащий в основе совершенствования технологии, заключается в том, что деятельность фирмы должна опираться на процессы, которые увеличивают ценность продукции, а не на функциях, из которых состоят эти процессы1.
2. Все ли функции, заложенные в товаре/услуге, являются существенными, или же какие-то из них могут быть исключены без ущерба для качества?
3. В какой степени новый товар/услуга поддается стандартизации наравне с уже существующими товарами/услугами? Уменьшение разнообразия выпускаемой продукции (стандартизации), осуществляемое не в ущерб качеству, особенно эффективно в промышленном производстве, поскольку позволяет значительно сократить затраты.
Конструкторский подход нацелен на поиск наиболее эффективных способов использования труда, материалов и техники п может применяться не только прямыми методами контроля I'исхода материальных и трудовых ресурсов на выполнение конкретных заданий, но и, например, путем анализа системы документооборота и форм информационного обмена в организации. Разумное применение разнообразных методов исследования бизнес-процессов также может позволить существенно сократить затраты, особенно в таких сферах деятельности, как управленческая.
Маркетинговый подход к сокращению затрат подразумевает реализацию ряда мер, направленных на оптимизацию затрат на \ паковку, дизайн, продажу и продвижение продукции, а также на формирование конкурентной позиции организации на ее рынках. Конкурентная позиция подразумевает создание и поддержание не только благоприятного мнения о продукции данной организации, т. е. «внешнюю» конкурентоспособность, но и системы стимулирования производства внутри самой организации. Весьма перспективным направлением сокращения затрат является поиск таких качеств выпускаемой продукции и таких операций по ее изготовлению, которые не добавляют стоимости этому товару, но требуют дополнительных затрат. Например, упаковка сравнительно небольших изделий, которая оставляет много свободного места в коробке, требует дополнительных затрат при транспортировке этого «воздуха» — вероятно, изделия можно размещать в упаковке с большей плотностью. Еще один вопрос — насколько необходимы процедуры контроля качества произведенной продукции? Добавляют ли они стоимости изделиям? Или, наоборот, приведет ли к падению продаж отмена такого контроля?
Направлениями действий в рамках маркетингового подхода могут быть:
—внесение изменений во внешний вид изделий;
—упаковка изделия в разобранном виде вместе с инструкцией по сборке;
—замена материалов на менее дорогостоящие;
—изменение отделки;
—изменение способа транспортировки (например, использование для пакетированных грузов деревянных палет) и др.
Бухгалтерский подход к снижению затрат исходит из необходимости и возможности экономить денежные средства и осуществляется путем выявления таких показателей, как:
—предполагаемая нормативная экономия средств на единицу продукции;
—процентная экономия средств по отношению к полным суммам расходов;
—влияние экономии на цену реализации (например, замена основных материалов на более дешевые может привести уменьшению долговечности изделий и, следовательно, потребовать снижения цены);
—сокращение времени на изготовление продукции;
—повышение показателей качества продукции;
—повышение привлекательности продукции для потребителей и увеличение возможностей ее реализации и др.
Используя концепцию управления по отклонениям, следует помнить, что сокращение затрат является каждодневной заботой как руководителей организации, так и бухгалтеров-аналитиков. Хорошо спланированная программа сокращения затрат — это важный инструмент управления, однако он не лишен потенциальных проблем. На практике очень часто приходится искать компромисс между снижением затрат и сохранением качества товара/услуги. Слишком узкий или недальновидный взгляд на экономию может нанести ущерб качеству или даже стратегическим интересам организации.
Программы экономии затрат могут провоцировать нежелательное поведение персонала организации, когда сотрудники воспринимают планы экономии как угрозу своему должностному или финансовому положению, сопротивляются их внедрению и даже саботируют. Если, пытаясь сформировать эффективную программу экономии затрат, компания прибегает к помощи внешних консультантов, это может болезненно восприниматься сотрудниками, считающими, что консультанты не должны «совать свой нос» куда им вздумается. Кроме того, любая программа сокращения затрат сама по себе должна отвечать критерию «затраты/выгоды» — разработка и внедрение планов экономии может оказаться весьма дорогостоящим, особенно в случае широкого привлечения внешних консультантов.
Иными словами, хотя программа экономии затрат может сулить существенные выгоды для организации, не стоит думать, что ее внедрение пройдет безукоризненно и немедленно принесет финансовые результаты — следует тщательно обдумать все ее аспекты, в том числе поведенческие.