Сущность, функции и задачи управленческого учета.
Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Целью управленческого учета является подготовка и представление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей необходимы:
■ интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации, и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период времени;
■ материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации, и ее основных структурных подразделений;
■ плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.
Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций. Все функцииможно разделить на две группы на основании того, форму или содержание информационных потоков определяет данная функция (рис. 1.).
Рис. 1. Функции управленческого учета
Среди функций, обеспечивающих организацию информационных потоков, можно выделить следующие:
—разработка и/или внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);
—анализ информации;
—планирование деятельности.
Функции, определяющие содержание информационных потоков, — это:
—координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;
—мотивация персонала;
—контроль за выполнением планов.
Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).
Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях набор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство, от того, насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в организации. В качестве основных задач,решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно назвать следующие:
Представление информации
1. Оценка запасов.
2. Обоснование продажных цен.
3. Исчисление прибыли.
4. Формирование информационных файлов о доходах и затратах (расчет себестоимости).
5. Разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов.
Анализ
1. Определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных.
2. Выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата.
3. Подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции.
4. Подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.
5. Разработка вариантов инвестирования.
Планирование
1. Прогнозирование будущих значений показателей.
2. Разработка оперативных и тактических планов.
3. Подготовка информации для принятия решений о системе краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации.
Мотивация
1. Мотивация сотрудников и менеджеров.
2. Разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании.
3. Разграничение сфер ответственности менеджеров.
4. Выработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров.
Координация
1. Координация деятельности различных сегментов бизнеса.
2. Оптимизация структуры бизнеса.
3. Выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и/или продуктами.
4. Организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами.
Контроль
1. Организация внутреннего финансового контроля.
2. Организация внутреннего аудита.
3. Сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем.
После внимательного прочтения списка учетно-управленческих задач может сложиться впечатление, что функцией управленческого учета является еще и организация производства как такового. Это, однако, не так. Организация производственного процесса — это сфера ответственности менеджеров, а отнюдь не учетных работников. Бухгалтер-аналитик принимает участие в управлении производством только там и тогда, где и когда речь идет о стоимостных оценках ресурсов и финансовых показателях результативности. Технико-технологическая информация используется в ряде процедур управленческого учета только как информационная база для расчета различных нормативов и финансовых оценок. При этом бухгалтеры-аналитики работают в тесном контакте с менеджерами и специалистами подразделений, понимая, что их работа ценна не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она позволяет осуществлять процесс управления.
Чрезмерное внимание только учетным данным в ущерб их управленческой полезности для организации чревато прежде всего тем, что манипулирование цифрами способно затмить саму проблему, ради которой ведутся расчеты. Примером этому может служить советская система исчисления себестоимости с ее сложными, многоступенчатыми расчетами, часто пересматриваемыми нормативами и многостраничными отчетами о себестоимости, которые никакой полезной для управления информации в себе не несли. Именно поэтому детально разработанная система, которая была знакома любому бухгалтеру, экономисту и плановику любого советского предприятия, так быстро «канула в Лету» в новых экономических условиях. Для принятия управленческих решений она была не нужна.
Менеджерам учетная информация необходима как информационная база для решения задач управления организацией. Необходимость решения этих задач заставляет собственников и менеджеров организации строить, поддерживать и развивать систему оборота учетно-управленческой информации, т. е. управленческий учет.