Сущность, функции и задачи управленческого учета.

Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Целью управленческого учета является подготовка и пред­ставление менеджерам организации достоверной, полной и свое­временной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.

Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей необходимы:

■ интегрированные управленческие отчеты о результатах производ­ственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации, и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период времени;

■ материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации, и ее основных структурных подразделений;

■ плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.

Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на кон­кретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информа­цию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ре­зультаты хозяйственной деятельности.

Система управленческого учета в организации действует по­средством ряда функций. Все функцииможно разделить на две группы на основании того, форму или содержание информацион­ных потоков определяет данная функция (рис. 1.).

Рис. 1. Функции управленческого учета

Среди функций, обеспечивающих организацию информацион­ных потоков, можно выделить следующие:

—разработка и/или внедрение систем обмена информацией ме­жду различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управлен­ческих отчетов);

—анализ информации;

—планирование деятельности.

Функции, определяющие содержание информационных пото­ков, — это:

—координация деятельности подразделений, сегментов органи­зации или отдельных сотрудников;

—мотивация персонала;

—контроль за выполнением планов.

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).

Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях набор ин­дивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыноч­ной стратегии и тактики придерживается ее руководство, от того, насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в организации. В качестве основных задач,решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно назвать следующие:

Представление информации

1. Оценка запасов.

2. Обоснование продажных цен.

3. Исчисление прибыли.

4. Формирование информационных файлов о доходах и затра­тах (расчет себестоимости).

5. Разработка и представление руководству организации раз­личных внутренних отчетов.

Анализ

1. Определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных.

2. Выявление возможности роста финансовой результативно­сти (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата.

3. Подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции.

4. Подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов дея­тельности и т. д.

5. Разработка вариантов инвестирования.

Планирование

1. Прогнозирование будущих значений показателей.

2. Разработка оперативных и тактических планов.

3. Подготовка информации для принятия решений о системе краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации.

Мотивация

1. Мотивация сотрудников и менеджеров.

2. Разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании.

3. Разграничение сфер ответственности менеджеров.

4. Выработка способов оценки эффективности работы подраз­делений и менеджеров.

Координация

1. Координация деятельности различных сегментов бизнеса.

2. Оптимизация структуры бизнеса.

3. Выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и/или про­дуктами.

4. Организация текущего обмена информацией между подраз­делениями и менеджерами.

Контроль

1. Организация внутреннего финансового контроля.

2. Организация внутреннего аудита.

3. Сравнение фактически достигнутых с плановыми показате­лями и разработка рекомендаций руководству по устране­нию или недопущению выявленных отклонений в будущем.

После внимательного прочтения списка учетно-управленческих задач может сложиться впечатление, что функцией управленче­ского учета является еще и организация производства как таково­го. Это, однако, не так. Организация производственного процес­са — это сфера ответственности менеджеров, а отнюдь не учетных работников. Бухгалтер-аналитик принимает участие в управлении производством только там и тогда, где и когда речь идет о стои­мостных оценках ресурсов и финансовых показателях результа­тивности. Технико-технологическая информация используется в ряде процедур управленческого учета только как информационная база для расчета различных нормативов и финансовых оценок. При этом бухгалтеры-аналитики работают в тесном контакте с ме­неджерами и специалистами подразделений, понимая, что их ра­бота ценна не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она по­зволяет осуществлять процесс управления.

Чрезмерное внимание только учетным данным в ущерб их управленческой полезности для организации чревато прежде всего тем, что манипулирование цифрами способно затмить саму про­блему, ради которой ведутся расчеты. Примером этому может слу­жить советская система исчисления себестоимости с ее сложными, многоступенчатыми расчетами, часто пересматриваемыми норма­тивами и многостраничными отчетами о себестоимости, которые никакой полезной для управления информации в себе не несли. Именно поэтому детально разработанная система, которая была знакома любому бухгалтеру, экономисту и плановику любого со­ветского предприятия, так быстро «канула в Лету» в новых эконо­мических условиях. Для принятия управленческих решений она была не нужна.

Менеджерам учетная информация необходима как информаци­онная база для решения задач управления организацией. Необхо­димость решения этих задач заставляет собственников и менедже­ров организации строить, поддерживать и развивать систему оборо­та учетно-управленческой информации, т. е. управленческий учет.