Сотериологическое измерение экономики тесно связано с эсхатологическим.

Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности?

Хозяйственная деятельность находится между материальным и духовным мирами, хотя бы уже потому, что сам человек принадлежит одновременно к этим двум мирам. Видимо она преображает окружающий материальный мир, а на невидимом, духовном плане способствует (либо мешает) спасению человека. Поэтому, и для этого она должна строиться в соответствии с определенными духовно-нравственными принципами, подлежать духовно-нравственной оценке. Нужно помнить, что христианская религия не только философско-этическая система, но принцип жизни, способ бытия и твердое его основание.

Христианство дает социально-экономический идеал, социально-экономическую систему альтернативную ценностям «мира сего». Поскольку, с одной стороны хозяйственная деятельность для христианского мировоззрения вещь временная, но необходимая, а, с другой - имеет причастность к делу спасения человека, христианство дает идеал не экономически эффективного, а духовно-эффективного хозяйства. Поэтому возникает и принципиально отличающийся от западной экономической теории духовно-нравственный критерий оценки эффективности хозяйствования (подход присущий российской экономической школе).

Методологический принцип исследования хозяйства – принцип обратной перспективы (изнутри - вовне), а не прямой (снаружи-внутрь).

По мнению д.э.н., профессора В.В.Симонова экономика имеет нравственное, сотериологическое, эсхатологическое и отчасти екклезиологическое измерения.(с.11)

О сотериологическом измерении ,т.е. о том, насколько экономическая деятельность связана со спасением человека (рода человеческого).В тех областях, где мы сталкиваемся с конкретными проявлениями реальной хозяйственной деятельности- с отношениями труда и возмещения за труд, собственности, богатства, бедности, благотворительности, и др.- мы можем говорить о сотериологическом измерении экономики. Христианину (христианской общине) необходимо не только найти свое место в хозяйственном процессе, определить меру и цели своего в нем участия, но и понять, насколько и как они могут способствовать достижению конечной цели христианского бытия – спасения.

Христианское учение о Страшном суде утверждает идею конечности земного мира, исторического прогресса. С этой точки зрения необходимым становится уточнение телеологических аспектов участия христиан в хозяйственных процессах, определение цели и значения хозяйственного процесса в соотношении с Божьей волей о мире и человеке и в перспективе Страшного суда. Если исходить из этих позиций, то значимыми обстоятельствами является не столько сама экономика и ее эффективность, сколько результат ее воздействия на мир, то есть смысл его преобразования и итоги этого преобразования в соотношении с той частью Вечности, началом которой послужит Страшный суд.(с.12)

Нравственное измерение экономики заключается в оценке экономических отношений и процессов с позиций христианской нравственности.

Исходя из того, что экономика имеет не только временное, материальное, земное, но и эсхатологическое, нравственное, сотериологическое измерения, в оценке ее эффективности совершенно не достаточно учитывать лишь традиционные социально-экономические параметры, необходимы духовно-нравственные критерии оценки эффективности хозяйствования: эсхатологические, нравственные, сотериологические.

Человек – сложное духовно-культурное и экономико-социальное явление, в котором духовная сторона пронизывает как объективные, так и субъективные характеристики ( христианство выражает это обстоятельство учением о трихотомии, трехсоставности человека, включающей дух, душу и тело) . К сожалению , в современной экономической теории и практике человек стал рассматриваться только как капитал. Поскольку человек не только социально-экономическая, но и духовно-культурная единица общества, то и общественное воспроизводство человека должно базироваться на этих двух измерениях. Поэтому одним из основных критериев позитивности и эффективности социально-экономических концепций и преобразований будет накопление человеческого духовного и интеллектуального потенциала.

Христианская экономическая мысль - общеэкономические воззрения «богословских отцов»

Истоки христианской экономической мысли, безусловно, имеют своим нравственным основанием учение Нового Завета. Однако учение Нового Завета, в отличие от Ветхого, практически не дает ответов на конкретные вопросы хозяйственной жизни, являясь общим духовно-нравственным мерилом и идеалом поведения человека. Поэтому для того, чтобы непосредственно ознакомиться с закономерностями и принципами христианского хозяйствования , нам необходимо будет обратиться к трудам христианских богословов.

За базу мы возьмем произведения двух представителей «золотого» периода святоотеческой словесности, которые можно считать основой всех последующих воззрений на данный предмет: Климента Александрийского и Немезия Эмесского (IV в).

Доминанта экономического богословия свв.Отцов, по замечанию В.В.Симонова, - состоит в том. что необходимо внести элемент разумности в принципиально внеразумный, естественно развивающийся хозяйственный процесс, сделать его не просто управляемым, но привнести определенный элемент телеологичности, организовать в рамках некоей целесообразности.(с.127-128).

Отсюда вытекают закономерности, которые должны определять хозяйственную деятельность христианина:

1) Единственным измерителем экономической активности является Сам Бог, - поскольку « только Бог может быть мерой всех вещей» (Strom V, 95,4). Бог - измеритель блага. Исходя из этого и сам хозяйственный процесс и его результат должны быть богосообразными (сообразующимся с замыслом, волей Бога о мире и человеке );

2) Бог – источник всякаго блага, в т.ч. – экономического ( например ресурсы, способности, возможности); только Богу принадлежит абсолютное право владения всеми благами;

3) Вся человеческая власть в этом мире, в т.ч. – власть совершать хозяйственные действия, внешне преображать мир, власть делегированная; конечным источником ее является Бог;

4) Хозяйственная деятельность является принудительной необходимостью для большинства людей. Однако, христиане должны вести ее таким образом, «чтобы экономические задачи не поглощали их полностью, но были бы подчинены истинной цели человеческого бытия – обожению и Богообщению»т.е. «проявлять заботу надлежит не только о домашнем хозяйстве, но и о воспитании своей души»( (Strom I, 34,1);

5) Хозяйственная жизнь с точки зрения целеполагания должна быть сотериологически ориентированной: истинно отвечает Божественному домостоительству спасения тот, кто во всех аспектах своей жизнедеятельности, в т.ч. в экономическом «свое спасение видит в благе ближних» (Strom VII, 52,3);

6) В хозяйственной жизни человека должна присутствовать соразмерность, т.е. хозяйственная активность человека должна осуществляться в ту меру, в какую ей позволяют обстоятельства: человек призван «сообразно своим силам говорить или делать угодное Богу» (Strom I, 176,3), в этой связи необходимо «умение использовать имеющееся» (Strom VII, 48,7), умение не желать «ничего из отсутствующего» и быть вполне удовлетворенным «тем, что наличествует» (Strom VII, 44, 4; VII, 45,4). В конечном счете, умение соизмерять субъективные желания с объективными потребностями человеческого бытия, выделяя при этом естественное и истинное и отказываясь от противоестественного, есть основной принцип организации хозяйственной деятельности христианской общины. Члены общины уверены при этом, что «Провидению свойственно сообщать каждому по мере надобности»(Спаситель наделяет дарами каждого в меру его способностей) вследствие чего «результат избранных [нами] действий, сообразно с [нашей] пользой, иногда наступает, иногда — нет» (Немезий. С. 120);( «Неразумно считать и жить так, как будто мы созданы для того, чтобы есть, а не принимаем пищу для того, чтобы поддерживать наше существование, стремясь к знанию как к главной нашей цели» (Strom VII, 87, 2).

7) естественное самоограничение, вытекающее из принципа экономической соразмерности, а также базовая телеологическая посылка христианской хозяйственной деятельности ориентируют ее — в максимуме (а истинный христианин не может не быть максималистом, потому что максимальны любовь Божия к человечеству и та Жертва, которая была принесена за его спасение) — на конечность еще в этом мире, не дожидаясь перехода к веку будущему89: умеренность диктует; что результаты хозяйственной деятельности должны восприниматься «не как нечто важное для жизни, а только лишь как необходимое всем для поддержания тела» (Strom VI, 79, 2), а посему — если христианин не хочет быть рабом телесного духа», но стремится научиться управлять им (Strom VI, 136, 2) — он должен позаботиться «о том, как освободить свою душу от власти тела» ( Strom V, 106, 1), от власти влекущих его благ материального мира и связанных с ним страстей, принеся тем самым «жертву, приятную Богу» (Strom V, 67,1), дав своей душе возможность просвещения светом истинного благочестия (Strom V, 67, 4) и выхода на стадию совершенного очищения — в ту меру, в какую это возможно человеку, — через «полное послушание Богу и отказ от всех земных вещей» (Strom VI, 75, 3; IV, 159,1);

Таким образом, истинный христианин «всем сотворенным пользуется в той мере и для тех целей, на которые указывает Логос... и не дает сотворенным вещам « порабощать себя, всегда оставаясь их господином» (Strom VII, 62, 1), «уважая мироустройство» (Strom VII, 60, 1) и «восприняв в Слове Божьем меру сущности вещей, позволяющую различать их достоинство» (Strom VII, 60,4). Он «не испытывает любви ни к чему из того, что находится на земле. Не желая оставаться на земле и остерегаясь привязанности ко всем благам этого мира; он дорожит лишь теми благами, на которые можно надеяться или, лучше сказать, которые он уже знает как блага истинные», и поэтому «терпеливо переносит труды испытаний и скорби» (Strom VII , 63, 1—2). Этот пример хозяйствования призывает: «Будем так управлять нашим имуществом, как это угодно Богу {Палама XIII, 1, 135), что означает, практически, следующее: надлежит миром пользоваться, но не злоупотреблять им» (Палама XIX, 1, 205).

 

8) сотериологическим аспектом экономической деятельности определят­ся и критерий эффективности, который святоотеческая мысль применяет к хозяйственному процессу: «дела оцениваются не только по достигнутому результату; мотив в каждом случае также принимается во внимание» (Strom II, 26, 5)90. Кроме того, и мотивация, и само дело, и его результат должны быть догматически безупречны; только тогда они могут быть и богоугодны91.

 

90 Как бы развивая (в совершенно ином контексте) эту посылку, митр. Антоний (Блум) специально указывает: «Критерий не в удаче и неудаче. ... Вопрос ставится о переоценке наших суждений; суть в том, что мы не можем судить об успехе или поражении по человеческим критериям. ... Мы должны быть готовы к тому, что то, что кажется мудрым, окажется безумным, и наоборот: то, что по-видимому успех, на деле — самое большое несчастье… Мы должны научиться расценивать вещи по новым масштабам» (Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 432—433). А Климент Александрийский как бы между делом замечает: «Желающий угодить людям не может угодить Богу, ибо толпа всегда предпочитает не то, что должно, но только то, что ей нравится» (Strom VII, 71, 4), почему и не стоит следовать мнениям толпы, вздорным и произвольным» (Strom VII V, 31, 2).

91 «И догматы без добрых дел не благоугодны Богу; и дела, совершаемые без благочестивых догматов, не приемлются Богом» (Кирилл Иерус. IV, 2).

 

Чуть позже мы более подробно рассмотрим христианские принципы отношения к труду, собственности, богатству и бедности, а сейчас попытаемся ответить на конкретные вопросы, возникающие в процессе хозяйственной жизни, в том числе современной, руководствуясь перечисленными закономерностями. На основе чего сформулируем принципы христианской этики.