Титул III. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае

Цицерон ( О законах, III,1,2) называет магистрата говорящим законам, а закон-магистратом. См.:Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.,1966,с.133.

Этим хотели подчеркнуть почетный, безвоздменый характер деятельности магистратов.

Титул II. О происхождении права и всех должностных лиц о преемственности мудрецов

 

2...&.12. Таким образом, в нашем государстве (право) устанавливается или на основании права, т.е. закона***, или имеется свойственное (нашему государству) цивильное право, которое состоит лишь в толковании опытными (юристами) без записи, или же имеются legis aktiones, содержащие способ действия (в суде), или плебисцит, который устанавливается без утверждения сената, или эдикт магистратов, откуда происходит ius honorarium, или сенатусконсульт, который вводится одним утверждением сената, без закона, или конституции принципса, т.е. соблюдается как закон то, что установил сам принцепс.

 

*Честь - honor; римские магистраты, в частности преторы, назывались "honores".

***Имеется ввиду старое право-право XII таблиц.

 

1. (Папиниан). Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства.

2. (Марциан). "Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых лбдей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней".

3. (Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно.

4. (Цельс). Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.

5. (Цельм). Ибо право должно быть главным образом приспособленно к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.

6. (Павел). Законодатели обходят, как сказал Феофраст,то, что происходит лишь в одном или в двух случаях.

7. (Модестинан). Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.

8. (Ульпиан). Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.

9. (Ульпиан). Нет сомнения, что сенат может творить право.

10. (Юлиан). Ни законы, ни сенатусконсультах не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.

11. (Юлиан). И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции принцепса.

12. (Юлиан). Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию может применить их к сходным (обстоятельствам) и сообразно с этим вынести решение.

13. (Ульпиан). Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности.

14. (Павел). То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого*.

15. (Юлиан). Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.

16. (Павел). Особое право** - это то, которое введено властью, установившей его отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-либо потребности.

17. (Цельс). Знать законы - значит воспринять не их слова, но их содержание и значение***.

18. (Цельс). Является более милостивым (справедливым) такое толкование законов, при котором охраняется их воля*.