Божественное Откровение и Церковь
Адресатом Священного Предания является Церковь. Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви.
Сщмч. Ириней Лионский пишет:
“Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни”71.
4.1. Церковь — “верное хранилище Священного Предания”
“Пространный Катихизис” на вопрос, “есть ли верное хранилище Священного Предания?”, дает следующий ответ:
“Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания…”72.
Церковь не есть человеческое сообщество, Церковь — это богочеловеческий организм, Главой которого является Сам Господь Иисус Христос, а все верующие, соединенные с Ним как со своей Главой, в совокупности образуют Его духовное тело, а по отдельности являются членами этого Тела.
“И вы — Тело Христова, а порознь — члены” (1 Кор. 12, 27).
Поэтому хранителями Священного Предания являются не только иерархи и ученые богословы, но “все истинно верующие”. В “Послании Восточных Патриархов “ (1848 г.) говорится:
“… у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия (uperasthV thV qrhskeiaV) у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его…”73.
Конечно, и вне Церкви можно сохранять букву учения и даже пытаться строить свою жизнь в соответствии с учением, но вне Церкви нет и не может быть преемственного сообщения благодати и освящения, без которых невозможны ни правильное понимание учения, ни подлинный опыт духовной жизни, ибо
“буква убивает, а дух животворит” (2 Кор. 3, 6).
Только Церковь обладает богодарованными средствами для сообщения благодати, то есть таинствами.
“Она — не просто место, где сберегается божественное благовестие и хранится апостольское свидетельство; она — то место, где Сам Христос продолжает Свой искупительный подвиг, а Дух Святой, Дух Истины, непрестанно «научает всему и напоминает все», сказанное Господом Иисусом Христом (Ин. 14, 26)”74.
В. Н. Лосский называет Предание “единственным способом воспринимать Истину”, потому что
“оно есть жизнь Духа Святаго в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума”75.
Поэтому, по словам ап. Павла, Церковь есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3, 15).