Взаимосвязь т. с др. х-ками личности.

Краткая х-ка т. по И.П.Павлову.

Понятие о темпераменте.

Тема - 7

Билет 21

Билет 20

Билет 19

Билет 18

Билет 17

Билет 16

Билет 15

Билет 14

1. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.

2. Типология поведения личности в конфликте

1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.

2. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками лич­ности.

1. Представления. Их классификация, свойства и функции.

2. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.

1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

2. Типология личности Юнга.

2. Классификация видов речи.

3. Речевые свойства личности. Психоаналитическая типология личности.

1. Воображение и его виды. Приемы творческого воображения.

2. Психологическая совместимость.

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Личность и ее социальные роли

1. Виды чувств и эмоциональные свойства личности

2. Акцентуации характера

0.82

- определение,ведущие компоненты т.(3), особенности т. (3)

Родоначальник учения о т. Гиппократ

Конституциональные типологии (Кречмер - в Европе; Шелдон - в Америке)

Психофизиологическая концепция т. В.М.Русалова

Теория т. И.П.Павлова

Великие представители с разл. т.

Холерический т., сангвинический, флегматический и меланхо­лический.

Поведение чел. зависит не только от особенностей т., но и от складывающихся обстоятельств.

- Т. и деятельность. (монотонная деятельность в одиночестве

- больше подходит м., экстремальная - х. и с.). Возможно форми­рование инд. стилей деят.

- Т. и отношения (к деят. и др. лицу).

- Т. и культура ( на проявления т. влияют воспитание, моральные х-ки чел. и сила воли).

Способы выявления т.

- х-р активности и эмоциональности

- спец. опросники.

4. Х-р и его структура. Индивид. и типическое в характере.

- опред.

- примеры характеров (эгоист, альтруист, скупец, нерешительный, внушаемый).

- На форм. особ. х. влияют.

условия жизни и деятельности (в настоящем или прошлом);

особенности воспитания;

состояние здоровья человека;

тип ВНД.

- Х. проявл. в поступках и действиях; в речи (ее особенностях);

мимике (внешний облик, прежде всего особенности лица);

пантомимике (поза, походка).

в одежде и т.п.

- Х. влияет на

он влияет на успешность проф. деятельности;

на жизнь малых соц. групп (семья, коллектив);

на состояние здоровья

К основным группам черт характера относят: моральные (чуткость, внимание, деликатность); волевые (решительность, настойчивость, твердость); эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность).

Свойства положительного характера:

- Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленностй и формы поведения.

- Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности.

- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведе­ния.

- Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует постав­ленные перед собой цели

- Твердость характера. Она проявляется в последовательности дейс­твий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и приня­тых решений.

- Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для дея­тельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.

Пути изменения характера:

- самовоспитание

- воспитание (конструктивная критика, стимулирование поведения моральными и материальными средствами и т.п.)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ. Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной деятельности определенный "типический характер". Феодализм, например, выдвигает тип характера рыцаря, тор­говца, крестьянина; капитаизм-типические характеры буржуа и рабочего.

Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.

1. Способности, их классификация, уровни развития. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ (указать, чем отличается способный

чел. от неспособного). Опред. сп. по Б.М.Теплову. Они существуют только в развитии.

Классификация способностей Естественные (те, что общие для человека и животных) - восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;

Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхожде­ние). Они подразделяются на общие и специальные. К специальным способностям относятся и способности к практической деятельности: конструктивно-техничес­кие, организаторские, педагогические. И те и другие взаимосвязаны.

Кроме того есть подразделения специфически человеческих способностей на практические и теоретические, репродуктивные и творческие, предметные и меж­личностные.

При этом существует 4 подхода к определению репродуктивных и творческих способностей.

1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являют­ся: - когнитивная одаренность;

- чувствительность к проблемам;

- независимость суждений.

2. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от ин­теллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).

3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уров­нем интеллекта и творческими способностями следующая:

если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,

если более 120 - то креативность явлется отдельным фактором. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Тер­мен).