Взаимосвязь т. с др. х-ками личности.
Краткая х-ка т. по И.П.Павлову.
Понятие о темпераменте.
Тема - 7
Билет 21
Билет 20
Билет 19
Билет 18
Билет 17
Билет 16
Билет 15
Билет 14
1. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
2. Типология поведения личности в конфликте
1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.
2. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками личности.
1. Представления. Их классификация, свойства и функции.
2. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.
1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
2. Типология личности Юнга.
2. Классификация видов речи.
3. Речевые свойства личности. Психоаналитическая типология личности.
1. Воображение и его виды. Приемы творческого воображения.
2. Психологическая совместимость.
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
2. Личность и ее социальные роли
1. Виды чувств и эмоциональные свойства личности
2. Акцентуации характера
0.82
- определение,ведущие компоненты т.(3), особенности т. (3)
Родоначальник учения о т. Гиппократ
Конституциональные типологии (Кречмер - в Европе; Шелдон - в Америке)
Психофизиологическая концепция т. В.М.Русалова
Теория т. И.П.Павлова
Великие представители с разл. т.
Холерический т., сангвинический, флегматический и меланхолический.
Поведение чел. зависит не только от особенностей т., но и от складывающихся обстоятельств.
- Т. и деятельность. (монотонная деятельность в одиночестве
- больше подходит м., экстремальная - х. и с.). Возможно формирование инд. стилей деят.
- Т. и отношения (к деят. и др. лицу).
- Т. и культура ( на проявления т. влияют воспитание, моральные х-ки чел. и сила воли).
Способы выявления т.
- х-р активности и эмоциональности
- спец. опросники.
4. Х-р и его структура. Индивид. и типическое в характере.
- опред.
- примеры характеров (эгоист, альтруист, скупец, нерешительный, внушаемый).
- На форм. особ. х. влияют.
условия жизни и деятельности (в настоящем или прошлом);
особенности воспитания;
состояние здоровья человека;
тип ВНД.
- Х. проявл. в поступках и действиях; в речи (ее особенностях);
мимике (внешний облик, прежде всего особенности лица);
пантомимике (поза, походка).
в одежде и т.п.
- Х. влияет на
он влияет на успешность проф. деятельности;
на жизнь малых соц. групп (семья, коллектив);
на состояние здоровья
К основным группам черт характера относят: моральные (чуткость, внимание, деликатность); волевые (решительность, настойчивость, твердость); эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность).
Свойства положительного характера:
- Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленностй и формы поведения.
- Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности.
- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения.
- Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели
- Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
- Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.
Пути изменения характера:
- самовоспитание
- воспитание (конструктивная критика, стимулирование поведения моральными и материальными средствами и т.п.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ. Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной деятельности определенный "типический характер". Феодализм, например, выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина; капитаизм-типические характеры буржуа и рабочего.
Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.
1. Способности, их классификация, уровни развития. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ (указать, чем отличается способный
чел. от неспособного). Опред. сп. по Б.М.Теплову. Они существуют только в развитии.
Классификация способностей Естественные (те, что общие для человека и животных) - восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;
Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхождение). Они подразделяются на общие и специальные. К специальным способностям относятся и способности к практической деятельности: конструктивно-технические, организаторские, педагогические. И те и другие взаимосвязаны.
Кроме того есть подразделения специфически человеческих способностей на практические и теоретические, репродуктивные и творческие, предметные и межличностные.
При этом существует 4 подхода к определению репродуктивных и творческих способностей.
1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являются: - когнитивная одаренность;
- чувствительность к проблемам;
- независимость суждений.
2. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).
3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уровнем интеллекта и творческими способностями следующая:
если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,
если более 120 - то креативность явлется отдельным фактором. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Термен).