Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.
Тема: Окно Джохари.
Я знаю | Я не знаю | |
Другие знают | Открытая Зона (арена) | Слепая Зона (пятно) |
Другие не знают | Скрытая Область (фасад) | Неизвестная Область |
Пространство личности:
1. –Есть информация, которую мы о себе знаем, но и окружающим тоже понятно.
2. Есть информация, которую мы не знаем, но другие об этом знают и не дают обратной связи.
3. Есть информация, которую другие не знают обо мне, но мне известна.
4. Неизвестная область – бессознательная зона развития.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.
С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок (позиция Ребенка может быть определенакак позиция «Хочу!»; позиция Родителя как «Надо»; позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».)
Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому как Взрослому, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться («пересекающиеся»)
Р Р Р Р Р Р
В В В В В В