Информационная сторона общения.
Тема 3. Общение как информационный процесс.
Говоря об информационной стороне общения, мы прежде всего имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п.
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей. Выбирая человека для общения, мы неосознанно ищем удовлетворения своей естественной потребности в информации. Поэтому выбираем прежде всего тех, кто может быть ее источником.
Интересный человек — это действительно прежде всего источник новой информации, но не вообще любой, а новой для слушающего. Это значит, что необходимо ввести различение двух, на первый взгляд близких, понятий — информированностьи информативность.
Информированность—это запас знаний, имеющийся у человека; Грубо говоря, тот; кто прочел двести книг, при прочих равных условиях в два раза более информирован, чем тот, кто прочел сто.
Совсем иначе понимается информативность - это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека.
Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совместную двустороннюю деятельность; Тот, кто выдает информацию, нуждается в человеке, способном ее воспринять, не меньше, чем слушатель в ораторе.
Однако обмен информацией - это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмен информацией — это однои то же. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным. При этом не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается.
Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое-то действие. Побудительная информация предполагает активизацию (когда слушающий начинает действовать в заданном направлении); интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения). Иногда одна и та же информация вызывает разное к ней отношение. И если педагог сообщает, что до окончания самостоятельной работы осталось 5 мин, то для тех людей, которые хорошо учатся, это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможность списать, — прекращение беседы (интердикдия), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет и откладывает ручку в сторону (дестабилизация).
Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны, понимать друг друга, говорить на одном языке.