Правовая информатика и основы информационного права.

Понятие и система полиции в Российской Федерации

Основным звеном системы органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой правоохранительный орган исполнительной власти РФ, основной целью которого является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Исходя из вышеназванных целей основными направлениями деятельности полиции являются:

— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

— розыск лиц;

— производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

— обеспечение правопорядка в общественных местах;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

— контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

— охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

— осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

— по решению Президента РФ участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

При осуществлении тех или иных направлений деятельности органы полиции руководствуются следующими принципами: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; открытости и публичности; общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества, а также принципом использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Многие из вышеназванных принципов являются новыми по сравнению с принципами деятельности органов милиции и имеют важное значение в деятельности органов полиции.

Одним из основных принципов деятельности органов полиции является принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.Указанный принцип основан фундаментальном положении Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства (ст. 2). Обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, — международное обязательство СССР (его правопреемника — Российской Федерации), присоединившегося и ратифицировавшего в 1973 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Практическое значение рассматриваемого принципа в деятельности органов полиции заключается в том, что при осуществлении своих полномочий органам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. При этом деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

— назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

— в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (п. 7 ст. 5 Закона о полиции).

Другим принципом деятельности органов полиции является принцип законности. Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Содержание принципа законности применительно к деятельности органов полиции, заключается в том, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Права и свободы человека и гражданина согласно Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип беспристрастности является новым принципом деятельности органов полиции. Его суть заключается в том, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (п. 3 ст. 7 Закона о полиции).

При осуществлении своей деятельности органы полиции должны соблюдать принцип открытости и публичности.Применение этого принципа имеет свои особенности. С одной стороны, при осуществлении своей законной деятельности органы полиции нередко как участники уголовного и административного процесса, оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности по защите государственной и иной охраняемой законом тайны имеют доступ к информации, не подлежащей разглашению третьим лицам. Например, в соответствии со ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению, но они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Органы полиции при осуществлении своей деятельности должны учитывать эти требования закона. С другой стороны, на них лежит обязанность информирования граждан, общественных объединений и организаций о своей деятельности. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Органы полиции предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции (ст. 8 Закона о полиции).

Принцип общественного доверия и поддержки гражданявляется принципом деятельности новых органов полиции. Этот принцип является одним из эффективных критериев оценки ее работы со стороны общества. В целях его реализации при МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

— привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

— участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

— проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

— обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

— осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций.

Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций органы полиции обязаны в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (ст. 9 Закона о полиции»).

Принцип взаимодействия и сотрудничества органов полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами обусловлен необходимостью решения общих задач и достижения единых целей — охрана общественного порядка, прав и свобод граждан, законных интересов государственных и общественных организаций, безопасности общества и государства. Большое значение имеет взаимодействие и сотрудничество органов полиции с органами предварительного расследования. Данное взаимодействие в ходе предварительного расследование возможно в силу того, что органы полиции правомочны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в рамках уголовных дел. Благодаря данному взаимодействию в ходе производства предварительного следствия, дознания возникают следственные версии, отработка которых осуществляется посредством производства процессуальных (следственных) действий, направленных на установление обстоятельств совершения преступления и выявление лиц, причастных к этому. Процессуальную (правовую) основу взаимодействия в ходе производства предварительного следствия следователя и органов полиции как органов дознания базируется на ч. 4 ст. 157 УПК. В соответствии с данным положением орган дознания может производить по уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет следователя полномочием — при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу поручать органам полиции как органу дознания в установленном законом порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскные мероприятия, производство отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38). В зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данное взаимодействие, как правило, осуществляется в форме создания следственно-оперативной группы. Правовой основой деятельности таких групп являются Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств, утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315-16-93 и МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, а также указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 «Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства».

Порядок взаимодействия органов полиции с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Сами же государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица призваны оказывать содействие полиции при выполнении ею своих обязанностей, установленных законом.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных системпо своей правовой сущности является принципом, который сводится к применению на практике достижений науки, техники, современных технологий и информационных систем, а также передового опыта для оптимальной и рациональной организации деятельности полиции, достижение ее максимального эффекта, полного использования имеющихся возможностей.

Руководство полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ. Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность, с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре, Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ. Руководство полицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.

В состав полиции входят разные подразделения, в зависимости от выполняемых задач того или иного органа полиции. В структуру центрального аппарата МВД России, утвержденную Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», включены следующие подразделения полиции:

Главное управление вневедомственной охраны.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Главное управление по противодействию экстремизму.

Главное управление собственной безопасности.

Главное управление на транспорте.

Главное управление уголовного розыска.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Национальное центральное бюро Интерпола.

Оперативное управление.

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

Управление оперативно-розыскной информации.

Управление по организации дознания.

 

 

 

Просвирнин Юрий Георгиевич. Профессор кафедры уголовного процесса.

Мы работаем без пятиминутных перерывов.

 

Основной упор при изучении будет делаться на лекции, поскольку многие материалы устарели – не успели выйти учебники, как они уже устарели.

Кроме того, есть учебное пособие «Информационное право». Просвирнина, его нужно взять.

Кроме того, нам необходимо написать процессуальные акты. Без процессуальных актов к зачёту допускаться не будут. Процессуальные акты проверяется Вячеслав Георгиевич Просвирнин (брат лектора). Два акта – приговор и протокол.

Приговор по статье 272, 273, 274. И протокол осмотра компьютера, жёсткого диска… Нам необходимо будет описать всю файловую систему компьютера. В общем, очень сложно.

Зачёт будет в конце мая.

Поскольку студентов очень много, то зачёт будет проходить не в устной форме, а в виде компьютерного тестирования. Заходим по 15 человек, через 20 минут выходим и знаем свой результат.

Вопросы к зачёту. Всего будет 66 тестов. Максимум – 70. Сколько выносить на зачёт?.. 15 вопросов, по одной минуте на вопрос. Если набрали 8 – считайте, что сдали. Практика показала, что это сложно. В пользу студентов – 7 баллов можно. Для иностранцев – 5 баллов для сдачи зачёта. В редких случаях, за посещения и хорошие процессуальные акты – можно, в редких случаях, и 6. Если пропускали – то больше баллов надо будет набрать.

 

Опозданий не любит. Очень не любит!!! Пускать не будет.

 

Правовая информатика и основы информационного права.

Этот курс берёт начало с 1946 году, когда в США с создания первой в мире электро-счётной машины ЭНИА (электронный компьютер и вычислитель). Это официальная версия, хотя по неофициальной версии Колосс английский гениальный учёный, для расшифровки немецких кодов, которые шифровались с помощью машины Энигма – но это недавно расшифрованные данные.

В 1948 году, когда знаменитый учёный Норберт Винер издал книгу «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». Впервые Платон употребил слово «кибернетика» как науке об управлении. Винер доказал, что существуют свои сложные динамические системы, в виде которых можно представить технические, биологические устройства, а самое главное – социальные системы (общество, сообщество, группы…).

Кибернетика тут же очень бурно стала развиваться, её стали применять в самых разных науках – хиромантии, астрологии… Поэтому в СССР, наряду с генетикой, кибернетика называлась «буржуазной лженаукой».

И лишь после того, как СССР стал запускать космические корабли на орбиту, понадобились вычислительные машины.

В 1968 году состоялась общая сессия академии наук СССР, на которой с докладом выступил один из министров, который сказал о возможном применении кибернетике в некоторых гуманитарных науках, в том числе и в праве.

В Чехословакии вышла примерно в это время «Кибернетические направления в праве».

В 1985 году у нас в университете Просвирнин стал читать курс по этой учебной дисциплине.

В 1985 году в прессе выступил Виноградов (академик, директор вычислительного центра академии наук СССР), который предложил: давайте от кибернетики (она должна заниматься развитие машины…), а вот приложением в социальной сфере будет информатика.

1961 год – в нашей стране впервые было доказано, что компьютеры могут не только считать, но они могут обрабатывать семантическую, то есть смысловую информацию.

С 1961 года основное, ведущее направление правовой информатики – это разработка информационно-поисковых систем.

А потом появился Интернет, а в нём – поисковые системы… Так что сейчас очень быстро можно найти нужную информацию.

1965 год вышло совместное постановление ЦК КПСС и министров СССР «О внедрении АСУ (автоматизированные системы управления) в народное хозяйство страны». Их стали внедрять достаточно активно, самым первым министерством было министерство внутренних дел, оно уже в 70-х годов создало АСУ МВД, которые насчитывало 104 вычислительных центров… Потом АСУ прокуратуры, потом – КГБ, потом – АСУ юстиции, которое потом преобразовалось в единую систему информационного обеспечения…

А потом ГАСУ – государственные автоматизированные системы («Выборы», «Правосудие», «Персона»…).

Больше всего по стране жалоб в Страсбургский суд из Воронежской области.

ГАС «Правосудие» обеспечивает единообразие практики, обобщение практики…

Потом появились фактографические – информационно-справочные, логические, а после – и экспертные системы (у нас пока нет таких, а вот в США и в Японии есть).

В 1965 году в США совершили первое в мире компьютерное преступление – один программист округлял суммы после нуля. Это было во Флориде. Поэтому был принят первый в мире Акт о компьютерных преступлениях.

В УК РФ нет компьютерных преступлений – у нас есть преступления в сфере компьютерной информации (то есть только против информации, находящейся в базе данных компьютеров, а не всё, что совершается при помощи компьютера).

 

 

Правовая информатика – это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, регистрации, хранения и распространения социально-правовой информации, информационные процессы и технологии в правовой системе общества с использованием современных средств и методов её автоматизированной обработки и передачи.

Причины появления правовой информатики:

1) Необходимость оптимизации информационных потоков в сфере правового регулирования.

Есть наука метрия, которая подсчитывает скорость развития наук. В 1750-х годах было первое удвоение информации, 1900 год – второе, 1950, потом в 1975 году, а потом американцы со своей в Арпанет, который превратился в Интернет… Уже всё, уже лавинообразно увеличивается информация.

2) Появление ЭВМ и распространение ИКАТЭ (информационно-коммуникационные технологии, или телекоммуникационные ещё можно).

3) Усложнение правового регулирования общественных процессов и необходимость повышения эффективности деятельности юристов.

4) Трансформация традиционных методов правоведения.

Самый старый, традиционный метод правоведения – толкование.

Старейшая профессия в государстве – это профессия юриста. Потому что как только возникает государство (как говорил Фридрих Энгельс) и тут же возникает право, то появляется необходимость в таком сословии людей, которые могут принимать, издавать и толковать право.

Математическое моделирование, статистика…

5) Необходимость разработки методов и средств борьбы с компьютерными правонарушениями (не преступлениями, так как у нас – преступления в сфере компьютерной информации).

 

Задачи, которые стоят перед правовой информатикой (направление развития):

1. Создание автоматизированных систем для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Организация автоматизированного учёта нормативных актов.

3. Автоматизация обработки правовой информации.

4. Применение вычислительной техники в подготовке юридических кадров. Это создание компьютерных обучающих программ, электронной методической литературы, удалённый доступ.

 

В 1986 году были коллективные центры электронного пользования.

Яблоко или Apple – это первый персональный компьютер. Создал Джон и Стивен в 1976 году (в гараже своих родителей).

У самых первых была оперативная память 64 килобайта, а жёсткая – 10 мегабайтов.

Поэтому вычисления пошли в массы – приблизились к пользователям.

История идёт по спирали, теперь всё делается за нас в интернете, то есть такого уж мощного персонального компьютера не нужно.

Вначале была механизация (переход от счётов…), потом автоматизация, а потом компьютеризация, а вот когда появляются высокие информационные технологии – пошёл процесс информатизации.

Законы, которые регулировали эти отношения, не существовало.

 

Особенностями информационного законодательства начального этапа были следующие:

1) Основные решения принимались на уровне партийно-государственных документов. Все основные вопросы, принципиальные вопросы развития государства, решались на съездах КПСС.

2) Законодательство того периода было ведомственное. Это было потому, что вычислительные центры внедрялись в министерства и ведомства и, следовательно, это всё регулировалось приказами и инструкциями министерств и ведомств.

3) Многие нормативные акты носили закрытый характер. Первый закон (именно закон), который появился в информационной сфере – это Закон СССР от 1990 года «О средствах массовой информации». В 1991 году этот закон почти продублировал Закон РСФСР «О средствах массовой информации».

И вот после этого законодательство начинает бурно развиваться.

Два закона в 1992 года – Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «О правовой охране топологий микросхем».

И впервые в законодательной практике нашей страны стало появляться, что такое ЭВМ, что такое программа для ЭВМ, что такое база данных – и многие другие специальные термины информатики получили легальное определение.

В 1993 году на законодательном уровне был закреплён важнейший информационный ресурс ограниченного доступа – «О государственной тайне», это был закон. А раньше регулировались секретными инструкциями. Впервые на законодательном уровне дали понятия, что такое государственная тайна, кто такие носители этой тайны… На основе этого закона был принят приказ президента «О сведениях, составляющих государственную тайну», Постановления Правительства – и все они публикуются в открытой печати, так как после 1993 года все акты должны публиковаться, если они касаются прав и свобод человека.

В 1994 году патентный закон.

В 1995 (переломном) году был принят Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Впервые было дано легальное определение информации, поставлены границы в защите информации, многие определения даны… В общем, не случайно этот закон в последствие назвали базовым законом для информации. Он просуществовал десять лет.

27 июля 2006 года ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заменил ФЗ от 1995 года. Его переделали кардинально, убрали термин «информатизация»… Закон больше обратил внимание на информационные технологии, и в частности – информационно-коммуникационные, одной из разновидностью которых является Интернет.

Закон «О персональных данных», «Об электронно-цифровой подписи»… В общем, куча законов – их насчитывают около трёх десятков именно законов, без учёта указов президентов и приказов и инструкций министерств и ведомств.

Таким образом, это привело к тому, что к 2000 году 15 марта Указом Президента был одобрен классификатор правовых актов, где самостоятельной отраслью российского законодательства стало информационное законодательство под рубрикой 12 (120.000.000). А всего – 21 отрасль российского законодательства.

Учитывая все эти тенденции и процессы, которые проходили в нашей стране, завкафедры Московского университета какого-то там (МГЮА) Копылов предложил признать, что появилась новая отрасль права – информационное право.

Правительством в 2000 году был одобрен план, где добавили отрасли права в учебный план – административное, финансовое и информационное право.

 

Появление информационного права – это социально обусловленный процесс, когда юридическая форма придаётся уже сложившимся отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон.

Ещё одна особенность информационных отношений – они иногда возникают в рамках других отраслей права, не в «чистом» виде.

К информационному отношению мы можем причислять те отношения, конечной целью которой является именно получение и передача информации (вопросы информационной безопасности, защиты информационных данных…).

 

Исходя из всего этого мы можем дать определение:

Информационное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, когда информация является конечной целью правоотношения.

 

Процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации – это информационные процессы.

Следовательно, предмет информационного права можно определить как общественные отношения в информационной сфере, или среде, то есть сфере деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

 

Институты информационного права:

1) Общие положения в сфере информации и информатизации.

2) Управление в сфере информации и информатизации.

3) Информационные ресурсы и пользование ими.

4) Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

5) СМИ (средства массовой информации).

6) Реклама (реклама является разновидностью публичной оферты, но сама рекламная деятельность – институт информационного права).

7) Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

И три института являются в информационном праве межотраслевыми, которые регулируются и другими отраслями права: это второй, пятый и седьмой институты (управление, СМИ и информационная безопасность).

 

Информация.

Существует более двух десятков теорий информации, разные подходы…

Информация – это основополагающая категория нашего бытия, наряду с энергией и материей.

Легальное определение информации.

Информация – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления.

Но это тоже достаточно общее понятие.

Поэтому появилось новое понятие – «документированная информация».

Документированная информация (или документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или её материальный носитель.

Следовательно, признаками, определяющими легитимное понятие «документ» или «документированная информация» являются:

1. Наличие материального носителя.

2. Идентифицируемость зафиксированных на нём сведений.

Электронный документ – это электронное сообщение, подписанное ЭЦП (электронной цифровой подписью) или аналогом собственноручной подписи.

А отсюда вытекает два определения:

Электронное сообщение – это информации, преобразованная в форму, пригодную для передачи и/или хранения с использованием средств вычислительной техники.

Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации (шифрования), позволяющей идентифицировать владельца сертификата-ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Из этого вытекает определение:

Машинная (компьютерная) информация – это информация, циркулирующая в вычислительной системе, зафиксированная на физических носителях в форме доступной восприятию ЭВМ или передаваемая по телекоммуникационным каналам.

Вычислительная система – это совокупность интеллектуального (софт) и вещественного (арт) носителей и их способность к искусственной деятельности о переработке информации.

Правовая информация – разновидность социальной информации.

Есть множество классификаций информации.

1) По юридической силе: официальная и неофициальная информация.

Официальная информация – все источники права (нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые договоры, правовые обычаи). Сюда же входят акты применения норм права и судебные акты.

Неофициальная правовая информация – это различные статьи, справки, отчёты, учебники и монографии, статистическая информация.

2) В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую информацию, подлежащую предоставлению или распространению, предоставляемому по соглашению лиц и распространение которой ограничивается или запрещается.

3) От категорий доступа: общедоступная и ограниченная информация.

Разновидностью общедоступной являются: а) обязательная информация (то есть предоставляемая в обязательном порядке), перечень устанавливается федеральным законами и б) бесплатная информация, к которой относятся две группы: информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, размещённая ими в информационно-телекоммуникационных сетях; вторая – затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица.

В перечне общедоступной информации есть:

1. Информация о правовом статусе организаций и полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления;

2. О деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

3. Информация о состоянии окружающей среды.

 

Формы представления информации:

· вербальная (устная);

· буквенно-знаковая;

· цифровая;

· графическая;

· иконическая (образная);

· магнитная;

· машинная.

 

По способам передачи различаются: телефонная, телеграфная, телефаксная, телетайпная (телетайп – это специальное устройство типа шифровальной машины), почтовая, компьютерная, передаваемая лично (правовая информация передаётся через специальную службу фельдъегерская связь (основал ещё Пётр I)).

 

По способам восприятия: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая…

 

По направлению потоков различают горизонтальную и вертикальную правовую информацию.

Горизонтальная функционирует в системе разных видов государственных органов одного (территориального) звена.

Вертикальная информация циркулирует в системе одного вида государственных органов, но его различных звеньев.