Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 11 страница

Педагогическая система является структурным компонентом системы образования и обладает следующими специфическими признаками:

1) она состоит из определенной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (цель, содержание, методы и средства обучения и воспитания, субъекты – педагог и ученик);

2) ее системообразующей (объединяющей все элементы в систему) характеристикой является цель – развитие личности;

3) она характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;

4) целостным образованием она может быть представлена только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективные связи и отношения, выделяется из окружающей среды и выступает во взаимодействии со средой как целостное явление. Для педагогической системы образовательного учреждения средой будет выступать вся система образования, а также социум, в котором она функционирует.

Педагогические системы обладают рядом существенных особенностей, которые отличают их от технических систем и обусловливают сложность управления ими.

1. «Исходный материал», который поступает в педагогическую систему из окружающей среды и ею «перерабатывается» – люди. Цель системы может быть достигнута только тогда, когда эти люди (воспитанники, учащиеся) сами будут активно и целенаправленно участвовать в деятельности системы.

2. Основные функции системы (воспитание, обучение, развитие) осуществляются не только в рамках данной системы, но и за ее пределами (в семье, обществе сверстников и других людей и т.д.), то есть имеют место неуправляемые воздействия на систему.

3. Исполнительные органы системы – также люди (педагоги). Отлаженная работа системы зависит не только от их знаний и умений, но и от их мировоззрения, личностных качеств, творческого потенциала, настроения и пр.

4. Одной из функций системы является обновление ее частей: введение инноваций в содержание, методы обучения и воспитания; личностный и профессиональный рост педагогов.

5. Отсутствуют четкие критерии качества системы (если цель образования – развитие личности, то необходим стандарт развитой личности, который не может быть заменен существующим стандартом образования, ориентированным, в основном, на процесс обучения) и способы однозначной диагностики ее результативности. Образование – это сфера гуманитарной практики, которая в принципе не поддается точному количественно-цифровому описанию.

6. Педагогические системы обладают существенным запаздыванием, то есть результаты их преобразования (реформирования) проявляются через несколько лет, а изменения в социуме, связанные с данными преобразованиями, происходят со сменой поколений. Поэтому такие системы должны быть ориентированы на будущее.

Гуманизация образования

Гуманизация образования предполагает преобразование всех его компонентов (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей.

Авторитарное образование утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс – осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя [65]. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер (я – учитель, ты – ученик), игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное подчинение учеников установленным требованиям и правилам. Взаимодействие учителя с учениками подчинено задаче передачи-усвоения знаний, умений и навыков.

Идея гуманизации нашла свое воплощение в теориях личностно ориентированного и развивающего образования, которые можно представить в виде следующих базовых положений [25, 28, 65, 117, 131 и др.].

1. Центром образования является ученик, а организация образования подчинена цели его личностного развития.

2. Усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей (замена «знаниевой» парадигмы «развивающей», адаптивной и репродуктивной модели образования деятельностной и преобразующей).

3. На смену субъект-объектной логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества. Учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают друг для друга как партнеры совместного развития. Учащийся становится субъектом своего собственного развития, проявляет активность в «самостроительстве», рассматривается как самоценная личность.

4. Функция педагога как транслятора общественного опыта меняется на функцию организатора процесса развития учащегося и самого себя.

Неотъемлемой частью и средствами гуманизации образования являются гуманитаризация и фундаментализация его содержания. Гуманитаризация направлена на формирование наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности, на развитие гуманности и духовности человека. Выделяют два направления гуманитаризации [68]:

1) наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности путем введения гуманитарных предметов, увеличения часов на их изучение, выделения гуманитарного аспекта в содержании всех учебных предметов;

2) улучшение качества преподавания гуманитарных предметов.

Фундаментализация содержания образования направлена на формирование целостного мировоззрения личности, способной самостоятельно осваивать новые знания и умения. Это требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания путем введения интегративных учебных предметов (например, «Окружающий мир», «Философия естествознания»), установления преемственности дисциплин и междисциплинарных связей. Кроме того, необходимо смещение акцента с обучения знаниям на обучение способам добывания новых знаний и освоения умений.

Дифференциация и индивидуализация образования

Дифференциация образования – это выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями, способностями. Для обеспечения разнообразия образования и одновременно доступности его базового уровня дифференциация образования опирается на фундамент обязательных государственных требований к нему (государственный образовательный стандарт).

Выделяют две стратегии практической дифференциации детей [127]:

1) внешняя дифференциация в форме отсева предполагает отбор желающих обучаться в каком-либо образовательном учреждении (элитная школа, высшее учебное заведение) по показателям достигнутого уровня в освоении знаний, умений и навыков, по показателям развития интеллектуальных, музыкальных или других способностей;

2) внешняя дифференциация в форме селекции также предполагает определенную диагностику, но не с целью отсева, а с целью последующего распределения детей в классы (группы) с различными типами или темпами обучения. Права части детей – в первую очередь тех, кто «отсортирован» по «отрицательному критерию», оказываются нарушенными.

Альтернативой внешней дифференциации в форме отсева и в форме селекции может стать внутренняя дифференциация образования или его индивидуализация.

Индивидуализация – это особая организация педагогического процесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В условиях группового обучения индивидуализация может осуществляться в форме дополнительных занятий и консультаций или индивидуализированной психолого-педагогической помощи, в виде предоставления учащимся разнообразных заданий и возможности выбора содержания и уровня проработки задания, как организация познавательной деятельности учащихся в собственном темпе (например, с помощью учебника или автоматизированной обучающей системы).

Информатизация образования

Можно выделить четыре направления информатизации образования, различные по своим задачам, а также роли компьютера и средств коммуникации в учебном процессе:

– решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях (информационный мир, и компьютер в том числе, выступают как предмет изучения);

– разработка и внедрение информационных технологий обучения (компьютер – средство обучения);

– педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования (компьютер, Интернет – средства поддержки организационной формы);

– внедрение технологий, связанных с ЭВМ, в организацию и управление педагогическим процессом и образовательными системами (компьютер как средство хранения и обработки информации, связанной с системой образования, как средство информационной поддержки процесса управления образованием).

Использование компьютера как средства обучения наиболее целесообразно в целях:

– самостоятельного изучения курса, индивидуализации обучения,

– реализации принципа наглядности (в качестве «электронной доски», для наблюдения за «невидимыми» в природе, моделируемыми с помощью компьютера процессами и пр.),

– развития мышления учащихся (путем решения познавательных задач, моделирования, программирования);

– повышения мотивации к учению (использование мультимедийных средств, игровых развивающих программ, имитационных игр).

Факт разделения учителя и ученика и наличие посредника в виде компьютера при дистанционном образовании или использовании автоматизированных обучающих систем накладывает существенные ограничения на использование данной формы:

– учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи [52];

– постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей;

– компьютер как средство обучения не может обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих личности разносторонне развиваться (не развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся);

– диалог с компьютером формализован (то есть живой диалог заменен его моделью), материал, как правило, подается в условной форме, сжатой и однообразной, контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами;

– работа с компьютером развивает, в основном, логическое мышление, подавляя другой его вид, связанный с образностью, эмоциональностью;

– программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя;

– работа с компьютером оказывает существенное влияние на здоровье ребенка.

Рекомендуемая литература

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998. С. 123–187, 474–508.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. С. 120–122.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 266–281.


Лекция 17

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Цель лекции: рассмотреть воспитание и обучение как две основные составляющие целостного педагогического процесса, показать особенности их научного представления и практической реализации, обсудить необходимость и возможности непрерывного самообразования будущего специалиста.

План лекции

1. Воспитание.

1.1. Сущность воспитания.

1.2. Направления воспитания.

1.3. Закономерности, принципы и методы воспитания.

2. Обучение.

2.1. Понятие, функции и виды обучения.

2.2. Содержание обучения.

2.3. Формы обучения.

2.4. Принципы и методы обучения.

3. Самообразование.

Сущность воспитания

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями [110]:

– широтой и высотой восхождения человека к общечеловеческим гуманистическим ценностям;

– степенью ориентации в правилах, нормах, ценностях и идеалах общества и мерой руководства ими в поступках и действиях,

– уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека, другими словами, сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. Однако это не столько «жесткая» регуляция поведения ребенка, сколько опосредованные влияния, приводящие к созиданию собственного личностного механизма, определяющего направленность, способы и характер деятельности, формы проявления личности в социуме (ценностные ориентации, стиль общения, отношение к себе, к другим, к природе, к деятельности). Воспитание предполагает собственную активность воспитанника в самосозидании и саморазвитии. Успешность воспитания проявляется в повышении степени собственной активности воспитанника, в переходе к самостоятельному управлению этим процессом (включая определение целей и способов их достижения) – к самовоспитанию.

Особенности воспитания:

– воспитание является многофакторным процессом (результаты воспитания зависят от генетических факторов и состояния здоровья человека, личностных особенностей и воспитанника, и воспитателя);

– воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного взаимодействия;

– огромную роль в воспитании играет личность педагога, его ценностные ориентации, черты характера, способности, педагогические знания и опыт;

– разностороннее воспитание личности невозможно вне коллектива, который является для ребенка своеобразной моделью общества, основной базой накопления социального опыта.

Направления воспитания

Нравственное воспитание, имея в своей основе формирование ценностных ориентаций личности, «пронизывает» все другие направления воспитания, отражаясь в них и организуя их в целостность.

Задачами нравственного воспитания являются:

– формирование системы ценностных ориентаций, основанной на принципах гуманизма, приоритета духовных ценностей, самосовершенствования;

– формирование опыта и мотивации нравственного поведения, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

– развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, чувства собственного достоинства;

– развитие нравственных качеств: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, ответственности и других:

– формирование отношения к природе как к величайшей ценности, понимания природы как всеобщего условия жизни, потребности и готовности охранять ее.

Умственное воспитание ориентировано на развитие и стимулирование саморазвития интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачами умственного воспитания являются:

– освоение способов познавательной деятельности, овладение системой научных и прикладных знаний и формирование на этой основе мировоззрения, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности;

– формирование мотивации, опыта и культуры учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов и потребностей, мотивации к самообразованию;

– развитие внимания, воображения, памяти, мышления, интуиции, самостоятельности, творческих способностей.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, уважение к государственной власти, любовь к Родине, культуру межнационального общения, правовую и политическую культуры. В гражданском воспитании можно выделить:

патриотическое воспитание, предполагающее формирование ответ­ственного отношения к семье, к сохранению и развитию ее духовного потенциала, своему народу, его истории, культурному наследию, обычаям и традициям; воспитание любви к малой родине и всему Отечеству; формирование потребности и готовности к активному созидательному труду, готовности служить своей Родине, укреплять ее честь и достоинство; формирование чувства гражданского долга и социальной ответственности;

интернациональное воспитание – формирование представлений о себе и другом человеке как о гражданине Мира, чувств уважения и солидарности с другими народами, воспитание культуры межнационального общения, уважения к любой личности, независимо от расы, вероисповедания, национальности;

правовое воспитание предполагает формирование личностного отношения к закону и правовым нормам как к социальной ценности гуманного общества, формирование конституционных и правовых позиций личности, а также опыта поведения, исключающего противоправные поступки;

политическое воспитание предполагает становление личностного отношения, основанного на уважении к государству и государственной власти, формирование потребности в социальной активности, готовности отстаивать свои убеждения.

Эстетическое воспитание имеет целью формирование эстетической культуры, в основе которой лежат: эмоционально-чувствен­ная восприимчивость к окружающей действительности и произведениям искусства, потребность в овладении эстетической культурой общества и проявлении творческой активности, выражающейся в художественно-эстетической деятельности. Задачами эстетического воспитания являются:

– развитие эстетического отношения к действительности, способности к эмоциональному восприятию прекрасного, способности понимать и отличать прекрасное в искусстве, природе, человеке, человеческих отношениях;

– формирование системы знаний по эстетике, мировой и отечественной культуре;

– формирование мотивации и развитие способностей к художественно-творческой деятельности, выработка опыта организации среды быта, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Задачами трудового воспитания являются:

– формирование отношения к труду как к личной и общественной ценности, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

– развитие таких качеств, как трудолюбие, ответственность, добросовестность, целеустремленность, деловитость; развитие воли, специальных и творческих способностей;

– формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения;

– освоение способов трудовой деятельности, умений и навыков плани­рования, организации, выполнения и контроля трудовых действий, умений применять теоретические знания на практике.

Физическое воспитание имеет целью становление здорового, выносливого, физически развитого человека и направлено на решение следующих задач:

– развитие мотивации к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом;

– формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены и мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

– содействие правильному физическому развитию учащихся, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, волевых и спортивно-физических качеств, психической уравновешенности;

– овладение способами физических тренингов, навыками психорегуляции, формирование опыта укрепления своего здоровья, здорового образа жизни.

Закономерности, принципы и методы воспитания

Систему закономерностей можно представить в виде уровневой структуры, в которой базовый уровень содержит общие психолого-педагогические закономерности, связанные с развитием, воспитанием личности. Ко второму уровню этой структуры относятся основанные на закономерностях базового уровня педагогические принципы воспитания, к третьему – педагогические методы и правила воспитания, в которых воспитательные принципы находят конкретную реализацию.

Принципы воспитания – это основные идеи, лежащие в основе организации воспитательного процесса и указывающие его направление. К ним относят принципы:

– личностно-ориентированного подхода к воспитанию;

– общественной направленности воспитания (соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, общечеловеческим ценностям, этнокультурным традициям);

– учета индивидуальных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей;

– деятельностного подхода к воспитанию;

– стимулирования активности личности;

– коллективного воспитания;

– опоры на положительное в человеке;

– целостного подхода в воспитании (единство воспитательных воздействий семьи, школы, других организаций и объединений).

В своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах педагогических исследований. Педагогические правила, в отличие от принципов, обычно ориентированы на определенный круг ситуаций и лиц и не являются всеобщими.

Метод воспитанияэто способ осуществления воспитательной деятельности. Выбор методов воспитания определяется целью и конкретной задачей воспитания, его принципами, возрастными и другими особенностями детей, содержанием их деятельности, используемыми средствами воспитания (слово, природа, искусство, различные виды деятельности), личными и профессиональными качествами педагога.

В педагогической практике наиболее распространены следующие методы воспитания:

пример – организация образцов деятельности, поступков, образа жизни;

ситуации свободного выбора – создание таких условий и ситуаций, которые требуют личностного решения воспитанника;

педагогическое требование – метод, суть которого заключается в побуждении ребенка к конкретному действию (или отказу от действия;

поручение – создание системы «общественных зависимостей», позволяющей ребенку приобрести социальный опыт;

рассказ, беседа, обсуждение – группа методов, объединенных объяснительным подходом к воспитанию. Этот подход предполагает, что цели, идеалы, моральные нормы, принципы, правила поведения предъявляются ребенку в готовом виде;

соревнование – один из методов стимулирования деятельности детей, в основе которого лежит желание человека сравнивать себя с другими;

поощрение – метод педагогической поддержки, закрепления образцов поведения, развития стремления действовать именно так, способствующий самоутверждению ребенка, переживанию радости, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами;

наказание – метод, опирающийся на стремление педагога указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Ни один из методов воспитания не существует обособленно – все они «вплетены» в индивидуальную и коллективную деятельности детей, их совместную деятельность с педагогом и другими взрослыми.

Понятие, функции и виды обучения

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-истори­ческого опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков.

Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двух­сторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Учение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом.

В образовательном процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции:

информационная или образовательная функция заключается в усвоении учеником знаний, умений и навыков;

воспитательная функция обучения – формирование мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету или явлению, становление мировоззрения, развитие личностных качеств;

развивающая функция обучения – развитие познавательных способностей, речевой и моторной сфер.

Виды обучения.

1. Объяснительно-иллюстративное (пассивно-созерцательное), целью которого является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные пособия, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения. Такой вид обучения требует только воспроизводящего мышления.

2. Программированное, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем. Программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждый может работать в своем собственном темпе) и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения.

И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение не стимулируют активность, творчество учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в реализации воспитательной и развивающей функций обучения.

3. Проблемное обучение, реализующееся через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы.

Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (задача связана с реальной жизненной ситуацией, решение задачи опирается на предшествующий опыт ребенка, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью.

Содержание обучения

Содержание обучения есть конкретизация его цели; оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.

В отечественной педагогике существуют следующие определения содержания обучения (СО) [68]:

– СО – это педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе;

– СО – совокупность знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть растущему человеку;

– СО – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте. С этих позиций содержание обучения должно включать [68, 123]:

– опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

– опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу;

– опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

– опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.

Содержание обучения может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении, и 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания. В связи с этим содержание обучения рассматривают как многоуровневую систему, которая включает [68]:

теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;

уровень учебного предмета – находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение;

уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.;

уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения;

уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания обучения и конкретными изменениями в личности ученика.