Виды вопросов

Опрос

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Для доказательства или опровержения выдвинутых в социологическом исследовании гипотез применяются различные методы, приемы, процедуры и техники трансформации теоретических положений в эмпирически проверяемые и эмпирически подтверждаемые выводы. Эти выводы подтверждают или не подтверждают мнение, как говорится, «людей с улицы», которые отвечают на вопросы исследователя. Массой (многочисленностью) своих ответов на одни и те же вопросы они подтверждают или отвергают выдвинутую в исследовании гипотезу.

В связи с этим необходимо отметить, что важнейшим методом сбора первичной информации является опрос, наиболее распространенный и наиболее дешевый социологический метод, потому что с его помощью получают до 90% всех эмпирических данных как в политологии, так и в социологии. Опрос — это метод, при котором необходим контакт с каждым участником опроса, при этом не важно, какой вид опроса (анкетный, интервью, телефонный, почтовый и т. п.) используется в данном случае. Опрос незаменим тогда, когда речь идет об исследовании проблем, затрагивающих значительные группы людей. Прежде всего, это касается анкетного опроса. В этом смысле анкетный опрос в наибольшей мере отвечает представлению о социологии как науке больших чисел.

Метод опроса применяется не только в социологии и политологии, но и в других социальных науках, а также в различных сферах социальной практики для обозначения многообразных приемов усвоения информации, носителем и источником которой является опрашиваемый человек. Социологи называют опрашиваемого человека респондентом. Первое достоинство опроса посредством анкеты (вопросника) или анкеты-интервью заключается в том, что он за счет количества опрашиваемых является основой объективизации высказанных мнений и суждений. Тем самым автоматически происходит объективизация замысла, концепции программы политико-социологического исследования во всех ее параметрах. Словом, как отмечает С.Михайлов, анкета (вопросник), равно как и анкета-интервью, является своеобразным зеркалом эмпирического политико-социологического исследования, поскольку логика построения вопросов в анкете или интервью связана с гипотезами исследования. Последние, в свою очередь, ориентированы на то, чтобы найти решение задач, поставленных в соответствии с целью исследования.

Исторически первые опросы общественного мнения, проводимые Гэллапом и его институтом в США в 1930-е годы, имели целью выявление шансов кандидатов на разных этапах президентской гонки. С 1948 года многие из организаторов таких опросов, впрочем, неоднократно заявляли, что результаты опросов не могут трактоваться как предсказание результатов выборов, но как мгновенное отражение намерений избирателей в тот или иной конкретный момент. И, тем не менее, интерес к этим опросам базируется на понимании их результатов, даже результатов тех опросов, что проводятся за год и более до выборов, как предсказаний.

В большинстве стран Запада такие опросы проводятся непрерывно, создавая явление, именуемое в политологии эффект непрерывных выборов. Рейтинги, данные опросов, существенным образом влияют на «политический вес», влияние и авторитет того или иного деятеля. Проблемы, волнующие общественность, как и возможные пути их разрешения, будучи взвешены на весах общественного мнения, оказывают заметное влияние на ориентацию и содержание предлагаемых выборными представителями политических программ. Принимая во внимание возможные последствия того или иного направления действий, политические деятели сегодня воспринимают результаты опросов как единственный более или менее надежный источник информации относительно тенденций в состоянии общественного мнения, особенно там, где они влияют или могут повлиять на исход выборов.

Рассматриваемые таким образом, опросы общественного мнения играют рольполитической разведки: их результаты используются для выработки стратегии и тактики, отнюдь не исходящие от публики инструкции для политических лидеров. Здесь последние не довольствуются опросами, организуемыми СМИ, но инициируют частные опросы – их результаты, если они не предназначены для определенной обработки общественного мнения посредством утечки в прессу, часто остаются закрытыми для публики.

 

Цели такого рода разведки:

1) оценка сильных и слабых сторон конкурирующих кандидатов в глазах избирателей, перспектив их кампаний;

2) выбор и определение ключевых вопросов, на которых необходимо будет построить свою собственную кампанию;

3) выбор возможных союзников.

 

Несмотря на то, что опросы общественного мнения играют большую роль в избирательных кампаниях, нельзя констатировать, что они также играют столь же значимую роль в процессе принятия политических решений. Если говорить об опросах, организуемых средствами массовой информации, то только очень редко – там, где серьезная статья – major feature story – основана на результатах опроса, можно рассчитывать на то, что такого рода информация подтолкнет политиков к выработке определенного проекта, к принятию того или иного решения.

Опросы проводятся и органами власти. Их цели могут быть классифицированы следующим образом:

а) планирование политической программы;

б) поддержка уже действующих программ;

в) организация притока информации от населения – при расследованиях и т.п.

В настоящее время, впрочем, нет свидетельств того, что опросы общественного мнения оказывают серьезное влияние на процесс выработки и принятия тех или иных правительственных программ; роль политической разведки – их главная роль.

Неправительственные организации, такие как многочисленные группы интересов, также регулярно пользуются услугами специализирующихся на опросах социологических агентств. Результаты этих опросов используются либо для внутреннего потребления заказчиком – выработки, поддержки и рекламы определенных проектов (in-house polls), либо для пропаганды какой-либо идеи в массах (advocacy polls).

Таким образом, опросы общественного мнения широко используются в современных обществах как важный элемент технологии сбора информации, - облегчая политикам и тем, кто стоит за ними, возможность манипулировать общественностью.

 

 

Все вопросы, применяемые при опросе, подразделяются на три основных вида: открытые, полузакрытые, закрытые. В открытых вопросах опрашиваемый (респондент) сам в письменной или устной форме формулирует свой ответ. Например, какой учебный предмет Вам больше всего интересен?

В закрытых вопросах после текста вопроса (Ваш любимый предмет?) в анкете предлагается перечень альтернатив, из множества которых респондент выбирает те, которые соответствуют его мнению.

Полузакрытый вопрос — это вопрос с альтернативами, но где оставлено место для суждения респондента, которое не вошло в перечень альтернатив.

По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-провокации. Выше мы говорили об основных вопросах и их разновидностях. Контрольные вопросы применяются для того, чтобы убедиться в достоверности информации, которую сообщает респондент. Например, его спрашивают: «Какие газеты из нижеперечисленных Вы читаете?» Респондент отмечает какие-то названия. Через несколько вопросов другого характера его опять спрашивают: «Какую газету Вы читали вчера?» Если он не указывает ни одну из ранее названных, то есть основания сомневаться в достоверности информации, сообщаемой этим респондентом.

Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, компетентных в той или иной сфере деятельности, от некомпетентных в вопросах, интересующих исследователя. Так, если мы изучаем, чем занимается в свободное время современный студент, и хотим выяснить, занимается ли он какими-либо видами предпринимательства, то вначале нужно сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли Вы предпринимательством?» и только после утвердительного ответа спросить: «В какой сфере предпринимательства Вы действуете?»

Вопросы-провокации используются для того, чтобы выявить искренность, правдивость опрашиваемых. Допустим, исследуя читательские интересы, респодентам предлагается в серии детективов с фамилиями авторов и названиями назвать те, которые они читали. В серии предложен детектив и его автор абсолютно вымышленные. Если респонденты отмечают этот детектив и его автора, то становится очевидной неискренность данного респондента. По содержанию выявляют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, ценностных ориентациях и т.п.

- Вопросы различают по форме: прямые (лобовые) и косвенные.

Прямой вопрос: «Зарегистрированы ли Вы в службе занятости?» Косвенные вопросы обычно задают так, как будто исследователя интересует больше всего личное отношение опрашиваемого к тому или иному вопросу, но вопрос задается косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о безработице: 1) безработица — это всегда зло, поскольку от нее страдают все, кто живет своим трудом; 2) безработица нужна, чтобы люди больше ценили свою работу; 3) безработица — это благо, поскольку борьба за рабочие места способствует прогрессу общества. «Какому из этих суждений Вы отдаете предпочтение?»).

Косвенные вопросы в большей мере учитывают психологические аспекты респондентов и легче воспринимаются ими.

Прожективные вопросы как бы задают ситуацию, предоставляя респонденту право выбора (например, по не зависящим от Вас причинам Вы потеряли работу. Согласились бы Вы вернуться на прежнее место, но с меньшей оплатой труда?).