Возникновение и развитие социальной психологии
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других. Само сочетание слов «Социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, Социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделёнными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Условной датой рождения социальной психологиикак самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по социальной психологии. Однако собственная проблематика социальной психологии начала выделяться из социальных наук во второй половине XIX в. в работах социальных философов, лингвистов и психологов, главным образом, в Германии и Франции. Развитие взглядов на предмет в социальной психологии можно представить как смещение внимания с больших групп на малые, а от последних - на индивида и внутрииндивидуальные переменные. Первоначально основным объектом исследований были большие, слабо организованные группы (толпа, масса, народ). Исследовательские программы того времени включали изучение языка, верований, мифов, обрядов, механизмов распространения заражения и подражания. В конце столетия были поставлены первые социально-психологические эксперименты. В соответствии с доминировавшей моделью экспериментального метода предполагаемая каузальная связь между независимой и зависимой переменной изолировалась, т.е. другие возможные причины изменений устранялись или контролировались в лабораторных условиях. Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня "социальности" (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность).
Центральным предметом социальной психологии стали фиктивные (лабораторные) малые группы. Наибольшую известность получил эксперимент Н. Триплета (1898), посвященный социальной фасилитации, т.е. улучшению качественных и/или количественных показателей деятельности в присутствии других людей. Эта экспериментальная парадигма оставалась ведущей до 1920-х и постепенно уступила место прикладным исследованиям естественных малых групп на производстве и в организациях.
В конце 1930-х единственным центром социально-психологических исследований стали США, куда бежали выдающиеся психологи из захваченных фашистами стран Европы. Особенно существенной была роль К. Левина, основавшего Центр исследований групповой динамики и положившего начало одной из самых влиятельных школ в социальной психологии. Ее ведущей темой были изменения в жизни малых групп как функция состава и структуры групп, влияния отдельных индивидов и социального контекста. Социальная психология пополнилась новыми фактами и теориями, методологией экспериментальных исследований и исследований действием (action research). Во время Второй мировой войны и после нее психологи приняли участие в выполнении правительственных заказов, разработке крупных социальных проектов, что способствовало высокой репутации науки.
После войны начались исследования, посвященные формированию и изменению аттитюдов, которые понимались как основная причина индивидуального поведения. Социальные психологи установили условия, опосредующие причинную связь между установками и поведением, и открыли обратную связь. С самого начала социальной психологии была свойственна когнитивистская ориентация. Стимул понимался скорее как субъективный образ физического стимула, и поведенческая реакция часто изучалась в когнитивных терминах. Это помогло социальной психологии успешно противостоять распространению идей бихевиоризма. Начиная с 1950-х когнитивные теории постепенно вытесняют другие подходы. Основным предметом исследования становятся внутрииндивидуальные процессы, такие как социальное сравнение, когнитивный диссонанс, принятие решений, приписывание причин поведения, динамика эмоциональных переживаний. Тематика, связанная с социальным познанием, сохраняет ведущую роль в настоящее время.
Европейская социальная психология после Второй мировой войны фактически создавалась заново и была настроена по отношению к американской традиции скептически. Влияние левой идеологии и критических теорий, чувствительность к социальным проблемам в новой Европе были более сильными, чем в США. Пересмотру подверглись практически все концепции, в которых объяснительная роль принадлежала индивидуальным свойствам и процессам. Были поставлены под сомнение валидность и практическая ценность экспериментально полученных данных, предложены более реалистические концепции социального конфликта и социального влияния, разработаны теории социальных представлений, социальной идентичности, влияния меньшинства, важной темой исследований стали процессы конструирования реальности и языковые практики. В целом европейская социальная психология была и остается более озабоченной групповыми явлениями, эффектами коммуникаций и языка.
История российской и советской социальной психологии ведет отсчет с начала ХХ в. с изучения социальной фасилитации и групповой продуктивности. В 1920-1930-х обозначилось две социальной психологии: одна теоретическая, направленная на обоснование исключительности "классовой психологии", другая прикладная, которая занималась продуктивностью групповой (коллективной) деятельности. В 1960-х усилиями психологов и социальных философов наука была восстановлена в правах, появились лаборатории и кафедры, а впоследствии - рабочие места на заводах и фабриках. Основное внимание уделялось изучению групп и коллективов, центральной категорией стало понятие "общение", а тематика социального познания появлялась в основном в критических обзорах западных исследований.