НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, РАСЫ

 

Необходимо отметить, что две мировые войны и их последствия дали мощный толчок национально-освободительному движению во всем мире. Благодаря ему создано много новых наций, что придало национально-освободительному движению статус неодолимой силы в современном мире, если только оно не переходит в крайние формы.

Национально-освободительное движение придало новый импульс, дух развитию национализма в новых государствах, образовавшихся после Второй мировой войны. Их стремление стать и политически, и экономически независимыми от крупных капиталистических обществ стало, своего рода, национальной идеей развития этих государств в послевоенный (1939—1945 гг.) период.

Расы. Несколько обособленно от других этнических общностей стоят человеческие расы, исторически сложившиеся ареальные (занимающие определенный район, место обитания) группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. В наше время сам термин «раса», «расовые различия» привлекает интерес тем, что на Западе еще в начале 70-х годов нередко выдвигались концепции о существовании «высших» и «низших» рас. Истины ради надо сказать, что на Западе сегодня подобные концепции достаточно не популярны, поскольку наукой, в частности антропологией, доказано, что все расы произошли от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешения между всеми расами, полная биологическая и социально-культурная полноценность смешанных групп является достаточным основанием видового единства человечества и несостоятельности расистских теорий.

Наиболее отчетливо в составе современного человечества выделяются три основные расы — негроидная, европеидная и монголоидная; их часто называют большими расами.

 

 

В каждой этнической или субэтнической общности большое значение может иметь, а может и не иметь единство духовной культуры различных этносов, ценностей, которые они культивируют, нормы и образцы поведения, а также обусловленные ими социально-психологические качества людей, принадлежащих к различным этносам. Здесь многое зависит от направленности национальной политики государства, в котором живут, как в едином обществе, многообразные этносы, нации, народности.

Главным системообразующим признаком таких обществ является равноправие всех этносов, наций и народностей, входящих в это общество. Равноправие всех наций и народностей является общегуманистическим завоеванием всего человечества, ценностью, утверждавшейся с эпохи Просвещения очень трудно и конфликтно, подчас через кровавые столкновения и бесконечные рецидивы в той или иной форме проявлений национализма или даже шовинизма. Именно поэтому эта ценность как норма зафиксирована в таких основополагающих документах, как Декларация прав человека, принятая ООН, Хельсинкские соглашения и т. д., а также государственные конституции демократических стран, включая Россию.

Речь идет в первую очередь о таких правах народов, как:

— право на существование, запрещающее так называемые геноцид и этноцид, то есть уничтожение в какой-либо форме какого-то бы то ни было народа и его культуры;

— право на самоидентификацию, то есть определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

— право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

— право на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и культурных традиций, право народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов, территорий их проживания, актуальность которого особенно повысилась в связи с интенсивным освоением новых территорий и обострением экологических проблем;

- право каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование.

Тем не менее вопросы эти и ныне стоят чрезвычайно остро, поскольку процессы глобализации, транснациональной интеграции, кросскультурного взаимодействия, как никогда ранее, обостряют проблему национальной идентичности, когда доминирующие процессы рассматриваются как угроза национальной культуре. Поэтому картина национальных отношений в современном мире чрезвычайно пестра.

Можно сказать, что в разных странах, на разных территориях взаимодействие различных этносов, рас, народностей, наций в зависимости от экономических, политических, законодательных, хозяйственных причин влечет за собой формирование определенных национально-этнических отношений народов, составляющих население той или иной страны.

Таким образом, сегодня рельефной особенностью формирования этносоциальных отношений в обществе глобального масштаба является стремление народов, этносов, наций добиться определенности своего места и положения в системе человечества в целом. Этот процесс можно было бы назвать борьбой народов за национальную независимость. Но борьба за независимость не является гладкой дорогой к спокойной и благополучной жизни. Независимость стоит дорого. Современный мир суров и противоречив. Его развитие идет крайне неравномерно. Одни общества заметно опередили другие. Это опережение как бы дает право обществам, вырвавшимся вперед, использовать ресурсы отставших в своем развитии обществ в свою пользу, на благо своих народов и наций. Особенно этим отличаются США, которые давно и прочно сделали государства Латинской Америки, Африки и Азии своей вотчиной и почти весь XX век «доят» эти континенты. США точно так же, как они почти уничтожили коренное население своей страны — индейцев, загнав их остатки в резервации, пытаются загнать в экономические резервации население других стран и континентов. Но национальное самосознание народов и наций этих стран стало настолько развитым и зрелым, что США и другим «цивилизованным» государствам становится все труднее безнаказанно пользоваться их ресурсами. Растет сопротивление этим действиям США и неизмеримыми масштабами растет стремление народов самостоятельно распоряжаться своими национальными богатствами. За годы безраздельного владычества в этих странах капитализма — США, Англии, Франции, Германии и других стран — столпов мирового индустриального Севера — накопилось много проблем национального характера.

Политика разделения мира на индустриальный Север (так называемый «золотой миллиард» — имеется в виду население этих стран) и сырьевой Юг с последующим «столкновением цивилизаций», несомненно, исчерпала себя. Экологические проблемы указывают на порочность данной стратегии, ведущей к гибели и Севера, и Юга. Требуется радикальная смена экономических, политических и национальных ориентиров.