СОЦИОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Некоторые методы эмпирической социологии
Манипуляция сознанием и ее роль в социальных процессах
Социальная психология
Личность, ее социальные роли и социальное поведение
Основы теории международных отношений. Россия в системе международных отношений
- теория и международные отношения;
четыре теоретических подхода, их связь с идеологией
- реализм
- плюрализм
- глобализм
- геополитика
- Россия и мир: синтез подходов
- общая характеристика социологии личности
- сущность личности
- социализация личности и ее этапы
- типология личности
- ролевая концепция в социологии личности, нормативная структура ролей
- возникновение и развитие социальной психологии
- методология социальной психологии
- объект и методы исследования
- психология лидерства
- что такое манипуляция сознанием
- традиционное сознание и манипуляция
- мозаичная культура и ассоциативное мышление. Ложные метафоры сознания
- язык и внушение: красота погубит Россию?
- опросы общественного мнения
а) интервьюирование
б) анкетирование
- наблюдение
- контент-анализ
16. Научное исследование в социологии, его организация:
- программа исследования
- сущность методологии
- выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна
- сбор и анализ данных
- критерии оценки корректности исследования
Лекция 1
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ
Мы, люди, всегда живем в двух мирах: в мире природы и в мире общества, без них нельзя представить себе жизнь человека. Равно как и природа, так и общество теряют всякий смысл без познающего закономерности их развития человека. Познание человеком природы и общества, которые являются объективной реальностью, не зависящей от воли познающего их человека, разделяются для него на две большие сферы: сферу изучения природы и сферу изучения общества. Природа развивается по определенным законам, и человеку познавать, исследовать природные явления относительно проще, легче, чем познавать общество, которое развивается по законам, существенно отличающимся по характеристикам от «природных» законов. По этой причине развитие общества гораздо труднее предсказать, предвидеть, чем развитие природных явлений. Лишь одно объединяет познание природы и общества в широком смысле — их предмет. А предметом исследования естественных наук, равно как и общественных, является взаимодействие человека, с одной стороны, с природой, с другой — с обществом.
Когда науки разделились на естественные и общественные, потребовалось осмыслить коренные различия между ними. Это, прежде всего разница между природой и обществом, между взаимодействием человека с природой и взаимодействием человека с обществом. Взаимодействие человека с природой — это взаимодействие мыслящего, осознающего свои действия субъекта с природными системами, живыми и неживыми, которых объединяет одно качество — отсутствие мыслительной деятельности. Природа как совокупность живых и неживых систем всегда является для человека только объектом, на который нужно воздействовать, познавать во имя удовлетворения своих потребностей. Взаимодействие человека с природой - всегда взаимодействие субъекта с объектом, взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом, но это по преимуществу однонаправленное воздействие человека на природу. Взаимодействие человека с обществом является, напротив, двунаправленным действием и от человека к обществу, и от общества к человеку. Подобные взаимодействия предполагают как субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, так и субъект-субъектные отношения. Этим обстоятельством обусловлены различия между закономерностями взаимодействия человека с природой и закономерностями взаимодействия человека с обществом Особенностью взаимодействия человека с обществом изначально является специфика предмета этого взаимодействия, отличие общества от природы.
Надо иметь в виду, что различие между взаимодействиями человека с природой и отношениями между человеком и обществом достаточно относительно, особенно, если учитывать современный уровень развития как естественных, так и общественных наук. Дело в том, что несмотря на специфику отношений человека с природой и человека с обществом, именно человек как природное и социальное существо объединяет природу и общество в единое целое, в одну-единственную объективную реальность. Современная глубина научного знания, а лучше сказать глубина познания человеком объективной реальности, то есть природы, общества и самого человека, такова, что она наглядно свидетельствует о единстве мира, о котором раньше ученые только догадывались.
Социология изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом. Доказательство этого положения находится в сфере знания, возникающего из анализа непосредственного взаимодействия человека с обществом. Однако, как известно, человеку недоступно прямое взаимодействие с обществом. Он осуществляет его через ряд звеньев, организующих взаимодействие человека с обществом в единый, целостный процесс. Исследование этого процесса в целом и его отдельных звеньев, в частности, дает нам возможность утверждать, что социология как наука изучает общество как единое целое.
Впрочем, социология не единственная общественная наука, изучающая общество. Существует множество общественных наук: история, право, экономика, политология, психология, социальная психология, этика, эстетика и т.д. При этом нужно обратить внимание на то, что каждая из этих наук изучает общество только с позиции своей направленности: история с позиции исторического развития человеческого общества; право с позиции развития правовых норм и законов, постепенно складывающихся в обществе, и т.д. И лишь одна из всех общественных наук — социология — изучает общество с позиции общих законов его развития, во взаимодействии Общества и Человека, Человека и Общества.
Взаимодействие общества и человека, начиная с рождения человека, развертывается постепенно и в опосредованной форме — через те социальные структуры, социальные процессы, социальные институты, которые уже сложились в обществе за многие тысячелетия его истории. Первой такой социальной структурой для каждого человека является, как правило, семья — первое посредническое звено, через которое человек соотносится с обществом, даже не осознавая в первобытной своей истории этой связи в полной мере. Человек обрастает связями с обществом постепенно через многие социальные институты — со всей той совокупностью социальных структур, которое называют обществом.
Социология в этом случае есть та самая наука, которая изучает общество в целом, но не само по себе, а обязательно во взаимодействии с человеком, потому что человек, взаимодействуя с каждой или, лучше сказать, со многими структурными элементами (семья, школа и т.д.) общества, репрезентирует это общество. Вот почему К. Маркс, определяя в «Тезисах о Фейербахе» сущность человека, увидел ее как совокупность, как ансамбль всех человеческих отношений: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Учитывая это положение, еще раз скажем, что предметом социологии как науки является в широком смысле взаимодействие общества с человеком и человека обществом. В узком смысле предметом социологии являются формы участия человека в социальных процессах, составляющих динамику функционирования общества, отношения человека с общественными институтами, структурами, которые в своей совокупности образуют общество. При этом надо учитывать, что социология изучает также не только взаимодействия человека с этими элементами, звеньями, структурами социальной жизни, но и взаимодействия между ними и их влияние на человека, на формирование его потребностей, ценностных ориентации, ожиданий. Словом, всего того, что характеризует поведение человека, находящегося в гуще социальной жизни общества. Все это в том или ином виде, в той или иной форме входит в предмет социологии.
Социология как наука имеет не только предмет своих исследований, но и свой объект. Объект в социологии — это то, на что направлено социологическое познание, исследование. Предельно широкое понятие социологии как науки, обозначающее предельный объем охватываемого ею явления, есть само общество. Следовательно,объект социологии — общество как единое целое,включающее в себя общие закономерности, присущие каждому элементу, части, звену, входящему в предмет социологии. Другими словами, объектом социологии является то общее во взаимодействии человека с обществом и общества с человеком, что объединяет их в предмете социологии, когда она изучает социальные процессы, социальные организации, социальные движения, социальные институты и т. д. Речь вроде бы идет о разных вещах, но видно, что все эти явления связывает общая черта, обозначаемая термином «социальное». Социальное — это то общее свойство, которое присуще различным группам индивидов, взаимодействующих на уровне различных социальных процессов, организаций, движений, институтов на различных этапах развития человечества. Социальное в этом случае олицетворяет социальную форму движения материи.
Другими словами, речь идет о многообразии взаимодействий человека с обществом, и каждое отдельное взаимодействие человека с обществом имеет свой содержательный аспект и свою проблему, которая требует социологического познания.
Таким образом, возникают отдельные, частные или специальные научные дисциплины, характеризующие ту или иную область общей социологии, например семью. Поскольку семья в данном случае является предметом социологического изучения, то мы, следовательно, создаем новую социологическую дисциплину — социологию семьи.
Социология, изучая общество в целом, выявляя закономерности его развития, осуществляет этот процесс через ряд специальных, частных теорий, их иногда называют теориями среднего уровня.
Так, различают социологические теории среднего уровня по признаку социальных институтов, к которым относят следующие: социология семьи, социология политики, социология образования, социология права, социология науки, социология культуры, социология религии, социология труда и занятости.
Признаком, лежащим в основе формирования социологических теорий среднего уровня, является тип социальных общностей. В связи с этим говорят о социологии малых групп, о социологии города, социологии деревни, о социологии социальной структуры и т.п.
Социальные процессы, протекающие в обществе, также являются объектом таких специальных теорий, как социология организации и дезорганизации, социология преступности, алкоголизма и проституции, социология средств массовой информации (телевидение, радио, пресса), социология кино, социология экологии, социология управления.
Все эти социологические теории среднего уровня, изучая специфику своей области знания, стремятся в то же время обнаружить то общее, что объединяет различия специальных теорий среднего уровня, вскрывают закономерности их развития, обобщая явления, происходящие в отдельных сферах социальной жизни, питая более общие теории. Построением таких теорий, как было показано выше, занимается общая социология как наука об обществе в целом.
Собственно на уровне общей социологии и социологических теорий среднего уровня складывается структура социологического знания, его функции и уровни.
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ И УРОВНИ
Анализируя вопрос о структуре социологического знания, его функциях и уровнях, важно понять, для чего нужен этот анализ.
Мы уже выяснили, что социология как наука имеет свой объект и предмет. Но содержание социологии не ограничивается только объектом и предметом. Нужны еще, по крайней мере, три составляющих, раскрывающих в полной мере содержание социологии как науки.
Во-первых, необходимо охарактеризовать социологию с позиции ее структурности, системности, целостности, внутри которой не допустимы внутренние противоречия, но которая представляет собой строго продуманную, логически построенную систему, снимающую разночтения различных оснований, на которых мог быть сформированы те или иные ее разделы.
Во-вторых, никакая наука, в том числе и социология, не может нормально функционировать без адекватного ее содержанию понятийного аппарата, который бы столь же адекватно отражал меру познания актуальной социальной реальности. Понятия социологии, равно как и других общественных наук, должны в достаточно полной мере отражать общетеоретические аспекты социальной действительности и не упускать из виду инновационные моменты развития той или иной области социологического знания.
В-третьих, социологическое знание будет качественно определенным только тогда, когда будут точно обозначены его функции уровни, непременно содержащие в себе специфику имение социологического знания.
Все это в совокупности: объект и предмет социологии как науки, системное видение социологического знания, его понятийный аппарат, функции и уровни — позволяет говорить о самостоятельном статусе социологии как науки и на этом основании отличать от других областей обществознания, в том числе философии, права истории.
Существуют различные подходы к структуре социологического знания. Общепринятой основой структурирования социологического знания является его разделение на теоретическое и эмпирическое знание.
Теоретическое знание в социологии многофункционально. Во-первых, теоретическое знание в социологии — это сложная сложившаяся система; любой вопрос, рассматриваемый в ходе социологического исследования, требует первоначального ознакомления с тем, что уже известно по этому вопросу: происходит полная «инвентаризация» теоретических данных по исследуемому вопросу, известных к тому моменту. Затем, во-вторых, в дело включается гипотетическое знание, которое соотносит имеющееся накопленное теоретическое знание о социологическом явлении с новым знанием, которого еще нет, но которое предполагается получить в ходе исследования. Поэтому предполагается либо подтвердить выдвинутую гипотезу, либо ее опровергнуть. В случае, если выдвинутая гипотеза подтвердилась, то, следовательно, первоначальное теоретическое знание социологического характера получает приращение и, следовательно, свое дальнейшее развитие. Приращенное теоретическое знание, полученное в ходе социологического исследования, позволяет получить научную информацию, более глубоко объясняющую уже известные закономерности (законы) развития исследуемого явления, его тенденций и перспектив, обогащающих теоретическое познание не только данного явления, но и всей социологической теории в целом.
В свете приращенного теоретического знания можно предвидеть изменения в понятийном аппарате социологической теории, уточнение имеющихся категорий социологии как науки и даже появление новых, обусловленных процессом приращения имеющегося знания.
Социологическое теоретическое знание максимально приближено к социальной реальности, которую изучает. В связи с этим можно сказать, что в социологии теоретическое знание не столь однозначно, как в других науках. А это означает, что социология более терпима к другим точкам зрения, к другим взглядам по разным проблемам социологии, ее концепциям и обобщениям. Можно сказать, эти теории, концепции и обобщения социологической науки столь же изменчивы, как изменчива сама социальная реальность. Подвижность теоретического знания в социологии, связанная с динамичностью реальной действительности, гораздо выше, чем других социальных наук, а устойчивость законов, закономерностей, фиксируемых в реальности, тем выше, чем медленнее изменяется окружающая человека действительность. Темпы развития социологии как науки прямо пропорциональны темпам развития социальной реальности, которая бесконечно многообразна, изменчива, непредсказуема.
Это богатство социальной жизни быстрее всего фиксируется эмпирическими социологическими исследованиями, формирующими эмпирический уровень социологического знания. Именно оно предшествует теоретическому знанию, которое осмысливая, обобщая новую, только что полученную эмпирическую информацию о потребностях, мотивах, установках, целях поведения людей, получает мощный импульс к изменениям своих теоретических воззрений, концепций и обобщений, касающихся конкретного поведения людей в тех или иных практических ситуациях социальной реальности.
Необходимо подчеркнуть, что чисто эмпирические исследования, нацеленные на получения только эмпирической информации, на основе осмысления которой обогащается теоретическая социология, сегодня проводятся крайне редко. При этом следует учесть, что тесная связь теоретического знания с эмпирическим знанием в социологии как науке не только повышает статус самой социологии как метасоциологии, но придает ей также статус фундаментальности. Так формируется фундаментальная социология.
Уникальность чисто эмпирических исследований объясняется тем, что такие исследования, не теряя статус эмпирических, часто используются как прикладные эмпирические исследования.
Прикладными эмпирическими исследованиями называются такие исследования, по результатам которых принимаются практические решения. Например, эмпирические данные исследования на рынке труда могут показать, что нужно конкретно сделать, чтобы понизить уровень безработицы, увеличить количество рабочих мест, обучить безработных и незанятое население профессиям, в которых испытывает недостаток рынок труда в той или иной местности.
В этой связи возникает вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных социологических исследований. Как следует из вышеизложенного, фундаментальные исследования (соединение теоретического и эмпирического знания. — В. Б.) решают чисто научные задачи, а прикладные нацелены на поиск решения той или иной практической задачи. Объединяет эти два вида социологических исследований одна общая база эмпирических данных, получаемых в ходе анализа социальной реальности, методами, техникой и процедурами социологического исследования, о которых будет сказано ниже.
Анализ соотношения фундаментальной и прикладной социологии дал возможность социологам дифференцировать эту науку на две ветви — макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология, по мнению некоторых отечественных ученых, изучает общество как целостную, определенным образом организованную социальную реальность: ее структуры, социальные институты, процессы, общности, которые также определенным образом функционируют, изменяются, развиваются, распадаются, деградируют, прекращают существование.
Микросоциология больше интересуется социальным поведением как больших, так и малых групп людей, их межличностным общением, социальными аспектами мотивации их поступков, процессами социализации и индивидуализации в процессе взаимодействия с обществом и т.п.
Поскольку человек, люди не могут напрямую взаимодействовать с обществом, а только через посредников, деятельность которых осмысливается в теориях среднего уровня или специальных теориях, то именно в этих специальных теориях наиболее зримо видна их связь с фундаментальными и прикладными социологическими исследованиями.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Представление о структуре социологического знания уже дает возможность предположить, каковы функции социологии. Социология, как и всякая другая наука, выполняет прежде всего теоретико-познавательную функцию. Это с одной стороны. С другой, исходя из предмета социологии как науки о взаимодействии человека с обществом и наоборот, органической функцией социологии является управленческая, поскольку никакое взаимодействие между субъектом и объектом науки невозможно без управления, без регулирования отношений между ними.
Понимание роли управленческой функции указывает на ее тесную связь с теоретико-познавательной функцией. Динамичность теоретико-познавательной сферы социологического знания постоянно требует управленческого воздействия на процесс теоретико-социологического познания, его перманентного дерегулирования, согласования многих моментов и деталей механизма познания социологической реальности. Действуя в органическом единстве, теоретико-познавательная и управленческая функции воспроизводят другие функции, которые рельефно отражают те или иные особенности основных функций. Такими производными могут быть, например, мировоззренческая, просветительская, прогностическая, эвристическая (объясняющая. — В. Б.), прагматическая и другие функции, которые в тех или иных познавательных и управленческих ситуациях могут приобретать статус самостоятельных. Но это все-таки достаточно относительный статус самостоятельности этих функций.
Достаточно самостоятельной функцией социологии является функция теоретико-познавательная, выясняющая и объясняющая социальную сущность и природу человека и его поведения, а также законы и закономерности их проявления в определенных общественных условиях. Особенностью этой функции социологии является ее обращенность к познанию социальных проблем настоящего и будущего. Это происходит на основе скрупулезного анализа прошлого и настоящего, с учетом многообразия прошедших и настоящих событий, отражающих конкретно-исторические и социально-культурные условия их развития и вектор направленности. Последнее, собственно, и позволяет социологии заглянуть в будущее.
Таким образом, теоретико-познавательная функция социологии предстает той основой, на которой познается не только сущность и природа того или иного социального явления во времени, но и вырабатываются рекомендации практического характера «как жить дальше». Благодаря теоретико-познавательной функции социология, опираясь на систематизированные и постоянно обновляемые знания, не только поднимает «занавес» предстоящего будущего, но и активно формирует его, используя для этого специально создаваемые ею методы, методики и социальные технологии социологического анализа мира общественных отношений масс людей как продукта их взаимодействия с обществом и наоборот.
Осмысливая пути достижения желаемого будущего, то есть удовлетворения вновь возникшей потребности, социология разрабатывает соответствующие программы социологического исследования, цель которых — получить такую новую социальную информацию, которая бы способствовала разрешению возникшей противоречивой ситуации и достижению желаемого состояния. Совершая эти действия, социологи, по сути дела, реализуют еще одну важнейшую функцию социологии — управленческую.
Управленческая функция в социологии выполняет роль определения наиболее оптимальных способов решения сформулированной проблемы исследования и, по сути дела, обусловливает все композиционное построение и реализацию программы социологического исследования. Она (управленческая функция) диктует исследователю, что нужно делать, в каком направлении двигаться здесь и сейчас, равно как и заставляет исследователя подумать над тем, что будет после того, когда управляющее воздействие будет завершено.
Управленческая функция есть реализация обеспечения информацией обо всем новом, что характеризует состояние и тенденции развития реальной социальной жизни людей как в настоящем, так и в будущем, позволяя предвидеть не только положительные моменты этого развития, но и то, что может стать камнем преткновения на пути реализации соответствующих программ.
Сущность управленческой функции в социологии заключается в том, что она обусловливает идеологию любого социологического исследования в самом широком смысле этого слова.
УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Кроме понятия «функция» в социологии существует понятие «уровни социологического знания». Оно чрезвычайно важно для понимания того, как и из чего складывается структура социологии как науки.
Понятие «уровни социологического знания», во-первых, является адекватным обобщением ступенчатости формирования социологического знания, и, во-вторых, оно как бы детерминирует характер и сущность каждой ступени социологического знания. Развитие научного познания является восхождением от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Цель науки — познание сущности явлений, и поэтому процесс ее исторического развития может быть представлен как переход от познания сущности (познания законов, которые — суть отношения между сущностями, существенные отношения), их порядка к сущности порядка, и так без конца, ибо границ в познании ни в мире, ни в мышлении человека не существует.
Порядок сущностей того или иного явления, собственно, и есть ступени развития социологического знания, связывающие между собой различные уровни познания в процессе приращения нового знания к уже имеющемуся.
Выше уже отмечалось, что сложность развития социальной среды быстрее всего фиксируется эмпирическими социологическими исследованиями, формирующими эмпирический уровень социологического знания, то есть формирующими первую ступень, первый уровень приращения знания вообще и социологического знания, в частности.
Полученное эмпирическое знание — это знание первого, «низшего» уровня познания в социологии. Его можно сравнить с необработанным природным алмазом, добытым рабочим в шахте из массы породы. Но рабочий не просто находит алмаз методом поиска, а ищет его на основе опыта, приобретенного в ходе многолетней работы в алмазодобывающей шахте, используя предыдущие знания об этом деле. Находка каждого алмаза не похожа на предыдущую, имеет свои характерные особенности. Так происходит приращение эмпирического знания вообще и социологического, в частности.
Однако если в каждом случае приращение эмпирического социологического знания будет означать первый уровень, то следующим уровнем социологического знания будет уровень обработки нового эмпирического материала теоретическими методами. Уровень осмысления нового эмпирического материала, новых эмпирических данных происходит в социологии на уровне специальных или частных социологических теорий, которые в социологии часто называются теориями среднего уровня, желая таким образом подчеркнуть, что уровень теоретического обобщения в данном случае не выходит за рамки именно этого данного явления. Таким образом, в социологии мы можем говорить о теоретическом обобщении каких-либо отдельно взятых социальных явлений, событий, признаков в какой-либо сфере социальной действительности. Эти области или сферы социальной действительности выявлены благодаря практической потребности дифференцировать социологические исследования по какому-то основанию, критерию, чтобы более аналитически точно представлять себе реальную социальную жизнь общества. Таких основных критериев дифференциации человеческой деятельности немного, всего два: 1) по сферам или областям деятельности или взаимодействия человека с обществом; так объективно возникли социология труда, семьи, образования, культуры; 2) по признаку взаимодействия социологического знания с состоянием или уровнем знаний других наук; так формируется социальная психология, политическая, экономическая, экологическая социологии, социолингвистика, этносоциология и др.
Уровнем специальных теорий процесс социологического познания не ограничивается. Следующим, третьим уровнем осмысления в социологии новых данных, прошедших этап эмпирического накопления, а затем этап осмысления их на уровне теорий среднего уровня, является создание общей социологической теории.
Таким образом, мы имеем три уровня, три ступени осмысления новых эмпирических данных в общей картине развития социологического знания, его восхождения от конкретного к абстрактному. Такой подход позволил говорить о формуле «трехуровневой» структуры социологического знания.
Третий уровень социологического знания характеризуется высочайшим уровнем обобщения, потому что именно здесь обобщаются теории среднего уровня и выявляются общие закономерности развития общества как такового, как целостного организма, в котором частные закономерности развития любой части целостности уходят внутрь и имеют опосредованное влияние на развитие общества как целого. Степень этой опосредованности достаточно велика, и связь общей социологической теории с теориями среднего уровня носит существенный характер.
Закономерности, выявленные теорией среднего уровня, должны быть «вписаны» в общесоциологическую теорию таким образом, чтобы через теории среднего уровня прийти к обобщению специальных теорий одного общего класса, выйти на закономерности самого высшего порядка, приобретающими статус законов развития общества в целом.
Такой подход раскрывает тесную связь общей социологии с социологическими теориями среднего уровня, а через них и с эмпирическими исследованиями, и наоборот. Поскольку данные, получаемые в ходе эмпирических исследований, обобщаются теориями среднего уровня, постольку получают не только новые теоретические обобщения, но и приращение социологического знания на уровне специальных теорий. В свою очередь, приращенное социологическое знание теорий среднего уровня обобщается общей социологической теорией, то есть на уровне общих закономерностей развития общества в целом.
Таким образом, структура социологического знания складывается из трех уровней:
I уровень — общесоциологическая теория, содержанием которой являются наиболее общие законы развития общества как единого целого;
II уровень — специальные, частные, или социологические теории среднего уровня, содержанием которых являются закономерности развития отдельных областей, сфер социальной жизни общества. Таких областей и сфер общественной жизни достаточно много;
III уровень — уровень эмпирических исследований. Именно на этом уровне социология добывает новую информацию о социальных процессах жизни общества. Некоторые ученые называют этот уровень уровнем конкретных социологических исследований. Этим хотят подчеркнуть первичность, исходность тех данных, которые социология добывает в результате проведения так называемых конкретных социологических исследований. Но надо понимать своеобразие и уникальность социологии как науки, которая соединяет в себе необыкновенную близость к жизни, к той эмпирии, которую она осмысливает с помощью своих средств, методов и приемов, с мощным понятийным аппаратом специальных социологических теорий, которые позволяют не только зафиксировать в осмысленном виде быстротекущие изменения социальной жизни, но и обобщить их на уровне высокой общей теории, позволяющей предвидеть развитие общества как единого целого.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что любому эмпирическому социологическому исследованию предшествует теоретическое осмысление как общего, так и специального плана области социальной жизни, которую предполагается эмпирически исследовать. Содержанием эмпирического уровня социологического значения являются социальные факты реальной действительности. Как следует понимать «социальный факт» — это предмет нашего последующего анализа.
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТА
Социология как никакая другая социальная наука не просто опирается на факты социальной действительности, она должна целенаправленно изучать их, поскольку это и есть предмет социологии и ее назначение. В противном случае она (социология) теряет всякий смысл как наука.
Такое понимание значения фактов социальной реальности заложил еще на заре становления социологии как науки выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917), который создал представление об особого рода социальной среде, еще не ставшей тогда предметом интереса научной мысли, предметом познания ученых-обществоведов. Таким полем, пространством, на котором развертывается социология, Э.Дюркгейм считал «социальные факты» или «новый род фактов», изучение коих позволяет раскрыть «снизу» основу социальной реальности. Под социальным фактом Э.Дюркгейм понимал всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее принуждение и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.
Парадигма социального факта сводит социальную реальность к двум группам социальных явлений — социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Э.Дюркгейм считал, что социальные факты представляют собой элементы действительности, которые не зависят от индивидов. Это так и не так потому, что к миру социальных фактов нельзя относиться однозначно. Каждый человек от рождения, осваивая социальную реальность, с одной стороны, осваивает мир человеческих отношений, взаимодействий, норм и законов, ценностей и убеждений, в целом все многообразие мира социальных фактов в готовом, так сказать, виде. Осваивается, таким образом, тип познанных социальных фактов. Для познающего субъекта этот тип социальных фактов действительно предстает как объективный мир, в создании которого он не принимал никакого участия. Истины ради необходимо отметить, что этот, предшествующий познающему субъекту мир объективных социальных фактов, независимый от воли познающего субъекта, в значительной мере несет на себе отпечаток субъективности предшествующих поколений людей.
Существует другой тип социальных фактов. Их объективный характер проявляется в том, что еще неизвестные социальные явления, но вызванные практикой социальной жизни оказываются предметом интереса познающего субъекта, предметом его потребности.
Третий тип социальных факторов — это еще непознанные социальные факты, о которых общество в качестве познающего субъекта еще не подозревает, которые еще не стали объектом познания, но это совершенно не означает, что они не существуют. Просто необходимость познания таких фактов социальной жизни пока не востребована социальной практикой.
Факты, в том числе социальные, существуют как элементы социальной реальности. И в этом качестве они объективны, следовательно, независимы от сознания, раскрывая тем самым свою онтологическую, то есть бытийную, природу. Они — суть элементы нашего бытия, нашей каждодневной жизни. Но социальные факты имеют и такую сторону своего бытия, как предмет познания. Их можно познавать, понимать их логически, то есть давать им логически обоснованное объяснение.
Таким образом, с точки зрения бытия, социальной действительности социальные факты — это любые, не зависящие от сознания наблюдателя события действительности, или это события, ставшие достоянием истории, то есть совершившиеся, состоявшиеся факты. С логико-познавательной точки зрения социальными фактами называется научно обоснованное знание, полученное путем описания, систематизации, аналитического рассмотрения отдельных событий, процессов, происходящих в реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале.
В качестве социальных фактов бытия, социальной жизни выступают: (а) поведение индивидов, малых групп, коллективов, больших социальных групп (партий, классов и т. п.) или целых социальных общностей: наций, народов, обществ, мирового сообщества; продукты человеческой деятельности (заводы, фабрики, агропромышленные комплексы, банковские компании, книгоиздание, кинопродукция и многое другое, означающее в своей совокупности материальные или духовные факты; (в) вербальные (словесные) действия людей (суждения, мнения, взгляды, концепции, теории и т.д.).
Социология — это наука больших чисел, а закон больших чисел — это общий принцип, в силу которого совокупное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти не зависящему от случая. Указанный общий принцип, кстати, составляет основу эмпирического социологического исследования, где основным методом является анкетный опрос больших групп людей, чем, собственно, гарантируется объективность, опирающаяся на массовое число наблюдений и независимость отдельных событий от какой-либо общей причины.
С законом больших чисел в социологии связано понятие «статистический факт», если он имеет социальную природу. Скажем, статистика самоубийств отражает социальную фактуальность этого явления в жизни общества, а число природных катастроф, других катаклизмов, к которым человеческая деятельность не имеет никакого отношения, суть — просто статистика определенных явлений природы.
Таким образом, к социально-статистическим фактам можно отнести типические сводные числовые характеристики, основанные на социально организованном массовом наблюдении, например, на проведении социологических исследований каких-либо социальных событий.
Социальный факт, или фактуальность социологического знания, как уже было сказано, определенный, промежуточный результат социального познания, и по этой причине он не может не зависеть от достигнутого уровня знания в этой области, а также от мировоззренческих установок социолога, задающего ту или иную программу исследования, объясняющего социальную фактуальность с тех или иных мировоззренческих позиций.
Учитывая сказанное, отметим, что понятие «социальный факт» связано в социологии с научным описанием, систематизации и анализом массовых явлений, которые характеризуются им как общественно значимые акты индивидуального или группового, реального или вербального поведения людей в однозначных обстоятельствах.
То же самое относится и к продуктам деятельности людей, когда социология изучает их с позиции массового проявления.
Социальный факт предполагает применение статистических методов при описании, систематизации и анализе массовых явлений, хотя значительный социальный факт приобретает статус факта даже в единственном числе.
Описание, систематизация и анализ природных либо социальных фактов — это общие методы, которыми пользуются все науки; однако если факты рассматриваются в русле социологического знания, то и сами эти факты становятся социологическими, отражающими в том или ином плане взаимодействие человека с обществом, а общества с человеком.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Прежде чем говорить о социальных законах и закономерностях возникновения социальных общностей, уточним понятия, которые имеют один корень «общ» и поэтому рассматриваются как родственные, хотя между ними есть существенные различия.
Начнем с понятия община. Под общиной, как правило, понимают автономную социальную подструктуру, объединенную какой-либо деятельностью. Виды деятельности и соответственно — общины могут быть самыми различными: производственные; профессиональные; национальные; религиозные; коммунальные; спортивные и т.д.
Каждая из этих и других общин выполняет функции, соответствующие деятельности, на основе которой сложилась та или иная община. Так, например, первобытная община сложилась на основе кровнородственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры которого определялись способностью общины к самообеспечению.
Конфессиональные (религиозные) общины объединяют группу живущих по соседству верующих одного религиозного вероисповедания вокруг религиозного центра.
Общество - это предельно широкое понятие, означающее исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности, в процессе их взаимодействия с обществом и природой.
На Западе к понятию «общество» до сих пор отношение неоднозначное. Его, с одной стороны, считают одним из важнейших понятий в социологии, с другой — считают, что его использование сопряжено с рядом трудностей.
В простейшей формулировке общество, по мнению ряда западных ученых, представляет всю сумму человеческих отношений.
Во второй, более сложной и, наверное, более запутанной формулировке, общество — это самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами, либо являющееся давно и хорошо известным национальным государством.
Нетрудно заметить, что в этих определениях отсутствует главное, а именно — что же такое, собственно, общество? В первом определении понятие общества отождествляется, по существу, с понятием общности, потому что любую общность от семьи до общества в целом можно назвать «всей суммой человеческих отношений».
Во втором случае речь идет не об обществе вообще, а о каком-то локально существующем обществе, пусть даже это общество представляет такая сверхдержава, как США. Однако и сверхдержава это только небольшая часть мирового сообщества, один из фрагментов человеческого общества вообще.
Для социологов на Западе определение общества вызывает значительные затруднения, потому что у них нет единой точки отсчета, они не представляют себе, что такое общество как таковое.
Марксизм, в частности, К.Маркс, сформировал принципиально новый взгляд на общество, который позволил рассматривать реальное общество на конкретной стадии его развития как особого рода социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим специфическим законам функционирования и развития. Факт бытия человека не может раскрыть сущности общества; она раскрывается лишь через взаимодействие, причем не механическое взаимодействие, а целенаправленное по поводу средств существования, которые люди вынуждены добывать совместно. Именно в этой первобытной совместной деятельности по добыче средств существования люди, взаимодействуя между собой, создают специфичную социальную реальность, в которой находит выражение вся сумма связей и отношений, в которые вступают индивиды, образуя между собой не только общественные отношения, но и само общество как таковое. Такой подход к пониманию общества позволил рассматривать его как объективную социальную реальность.
В западноевропейской и американской социологии понятие общества, как правило, рассматривается вне его материальной основы. В отечественной социологии общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Все, что сказано об обществе, говорит и о сходстве содержания понятий, отражаемого понятиями «община» и «общество», но еще больше о различиях содержания этих понятий. Содержание понятия «община» как определенного сообщества людей объединяет его с содержанием понятия «общество», но основа развития общины, как правило, другая, чем у общества. Для общины более характерны кровнородственные отношения между индивидами, и, следовательно, они имеют, скорее, эмоциональную окраску, чем рациональную: отношение матери к детям, братьев и сестер между собой, отношения мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относится соседство, дружба и т. п. Для общины более характерна естественная основа отношений, исключающая рациональность, расчет, столь присущие обществу. И это понятно. Ведь уже сама по себе основа развития общества материальная, касающаяся, грубо говоря, средств выживания. И здесь работают другие институты, столь же естественные, как и отношение матери к детям, но направленные исключительно на удовлетворение личных потребностей, потребностей близких родственников — жены, детей, родителей и т.д., то есть только «своих», а ни в коем случае «чужих». Расчет также может объединять людей, но только пока это выгодно, пока это служит, помогает выживать, добывать средства существования; но расчет способен толкнуть к удовлетворению потребностей за счет других. Так рождается эксплуатация человека человеком — существенный признак именно общества, а не общины. И все-таки объединяет общину и общество то, что и то и другое — общности.
Общность — относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий существования, образа жизни, сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития .
В общем-то, общность — весьма аморфное явление, если подходить к нему с позиции хаоса, который и представлен таковым в своем первозданном виде. Человек взаимодействует с обществом опосредованным образом, в частности, через общности. Социология, разбираясь в природе этого взаимодействия, должна описать, классифицировать, систематизировать и выявить сущность социальных общностей. Анализируя общности как формы совместной жизни людей, описывая их составные элементы, их строение и процессы, в них происходящие, мы можем сформировать представление о становлении и функционировании социальных общностей. Основной чертой всех социальных общностей является их существование в рамках социального взаимодействия, определяющего самодвижение общества как целостного организма. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.
Классификация социальных общностей возможна по ряду количественных и качественных признаков: по численному составу они варьируются от малых групп людей из двух-трех человек до массовых движений, куда могут входить миллионы.
Общности могут быть долговечными или краткосрочными формами совместной деятельности. В зависимости от целей и условий осуществления этой деятельности социальные общности определяются как сплоченные на постоянной основе объединения людей или общности, образующиеся на основе временного, оперативного, быстро протекающего интереса людей к чему-либо (например, к новой звезде экрана).
Как правило, социальные общности обладают каким-то базовым, системообразующим признаком. Таким признаком может быть, например, территория, на которой проживает та или иная социальная общность. Возникает возможность определения этой общности как социально-территориальной общности. По аналогии можно различать общности этнические, демографические (пол, возраст, образование и т.п.), культурные, девиантные (с отклоняющимся поведением) и другие иные социальные общности.
Различают массовые и групповые социальные общности. Основной признак их отличия друг от друга — степень организованности, сплоченности, следование одной согласованной цели. Организованность, сплоченность и тем более следование намеченной цели для массовых общностей близка к нулю, поскольку это чаще всего структурно-нерасчлененные аморфные образования, границы которых не имеют четкого обозначения, состав их формируется совершенно случайно по столь же случайному поводу (например, толпа, собравшаяся по поводу ДТП или чего-то подобного). В этой связи очевиден ситуативный принцип образования такого рода массовой социальной общности. Неустойчивость, непостоянность — характерные черты таких массовых общностей.
Групповые социальные общности— это качественно другой тип общности, хотя употребляют этот термин достаточно произвольно. Известный польский социолог Ян Щепаньский называет группой определенное число лиц, связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих общими ценностями и отделенных от других общностей некоторым принципом обособления. Американский социолог Р. Мертон рассматривает группу как совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, осознающих это взаимодействие как символ принадлежности именно к этой группе как для себя, так и для других, не входящих в эту группу. Например, фракции Государственной Думы, члены которой обособлены в группу признаком партийной принадлежности. Вслед за Р. Мертоном можно выделить в этом случае основные черты такой социальной группы как социальной общности: взаимодействие, членство, единство.
Уже эти черты группы как социальной общности указывают на ее отличия от массовых общностей, во-первых, устойчивым взаимодействием членов группы, что инициирует ее стабильность, по крайней мере, на время существования, например, Думы. Во-вторых, такая группа является сплоченной, что дисциплинирует поведение ее членов и укрепляет ее внутреннее единство, выражающееся в однородности ее состава. В-третьих, такая группа может объединяться по данным признакам или близким к ним с другими группами в более широкую общность — коалицию в качестве структурных элементов.
Обобщая все сказанное о социальной общности, необходимо подчеркнуть, что они складываются на основе объективных предпосылок. Фактором, превращающим эти предпосылки в условия возникновения реальных общностей, «обручем», скрепляющим совокупность живущих в одинаковых условиях людей в социальные общности, являются особого вида общественные отношения — социальные отношения, проходящие через сознание людей и осознающиеся ими. Но это не общий признак социальных общностей, поскольку люди могут оказаться и оказываются одновременно членами разных социальных общностей с самой различной степенью их единства (сравните такие социальные общности, как политическая партия и толпа).
Оттого, что некоторые социальные общности создаются сознательно людьми, а другие социальные общности складываются исключительно под воздействием объективного и видимого хода общественного развития, те и другие тем не менее обладают статусом социальной общности. Необходимо учитывать, что разного вида общности образуются на разной объективной основе и вызываются, востребуются к жизни различными объективными обстоятельствами, не меняя и не теряя при этом статус социальной общности.
СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Для того чтобы определить место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо указать на коренной признак социологии, четко выделяющий ее среди прочих гуманитарных и социальных наук.
Анализ предмета и объекта социологии, формула приращения теоретического знания в социологии показывает, что таким признаком является скорость или темпы приращения теоретического знания. Никакая другая гуманитарная или социальная наука таким качеством не обладает. В социологии это происходит потому, что в ней теоретическое знание наиболее тесно связано с эмпирическим знанием, которое изменяется адекватно изменениям, происходящим в социальной жизни общества в целом. Благодаря тесной взаимосвязи теоретического и эмпирического знания в социологии гораздо быстрее, чем в других гуманитарных и социальных науках, происходит осмысление и теоретический анализ новых эмпирических данных, полученных, как говорится, прямо из «горячей печки» реальной жизни общества.
Такое темповое приращение теоретического знания в социологии было бы невозможным, не будь социология тесно связана с другой фундаментальной наукой об обществе — социальной философией. Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях и нацелена на установление наиболее общих закономерностей развития общества. Но она не могла бы этого делать, не опираясь постоянно на теоретическое знание социологической науки, столь же перманентно опирающейся на теоретический и эмпирический анализ взаимодействия человека с обществом в самых различных областях человеческой деятельности. Социология одухотворяет каждую из них, будь то экономическая, политическая, правовая, культурная, нравственная и все другие виды деятельности человека и присутствием в этом процессе человека. Именно этот факт помогает другим наукам гуманитарного характера освободиться от бессубъектного (без человека, личности, общности) рассмотрения субъектных по своему существу сфер жизни. Возьмите, например, экономическую сферу жизни общества. Экономическая социология - это сфера, раскрывающая взаимодействие человека с обществом по поводу экономических отношений, сложившихся в обществе на данный период времени.
То же самое относится и к социологии политики. Собственно политические отношения изучает политическая наука — политология. Но взаимодействие человека с обществом по поводу политических отношений, власти, государства, политической системы социологизирует сферу политики, фиксируя роль и место человека, больших социальных групп, партий и политических движений в сфере политики.
Точно в таком же ракурсе можно рассмотреть соотношение социологии с исторической наукой, поскольку взаимодействие человека с обществом по поводу его исторического прошлого позволяет определить пути формирования социологии истории, в которой приоритетное место с точки зрения социологии занимает проблема формирования и развития исторического сознания.
Аналогичный подход может быть использован и при анализе соотношения социологии с такими науками, как этика и эстетика, правоведение, экология и психология.
Другими словами, социологический аспект всегда имеет место в тех социальных и близких к ним естественных науках (экология, медицина и т. п.), в которых взаимодействие человека и общества оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
Для многих наук, особенно возникающих на стыке их с социологией (психологией, лингвистикой, педагогикой и др.), вклад социологии состоит в том, что она «замыкает» проблематику этих наук на структурных, социально-групповых носителях особых интересов.
Кроме того, методы и техника социологических исследований в случае стыкования социологии с другими науками неизменно становятся методами и техникой этих наук, поскольку только они обеспечивают соприкосновение этих наук с естественной, каждодневной деятельностью человека.
Таким образом, место социологии в системе гуманитарных и социальных наук обусловлено спецификой социологического знания, наиболее рельефно отражающего и раскрывающего во всей его полноте и разнообразии единства сознания и поведения социальных субъектов общественной жизни.
В этой связи место и роль социологии в системе общественных наук обусловлены тем, что она оказалась на современном этапе развития человечества наиболее близкой и, следовательно, наиболее глубоко познающей взаимодействие человека с обществом и наоборот, на основе фактуального знания специальных социологических теорий, обосновывающих социальную информацию, добытую из самой реальной жизни социума.
Темы для рефератов
1. Основные понятия, раскрывающие объект и предмет социологии.
2. Соотношение социологии с другими общественными науками, изучающими общество.
3. Сущность человека и ее связь с отношениями общества.
4. Гражданское общество и этапы его возникновения.
5. Соотношение теоретического и эмпирического знания в социологии.
6. Общие социологические теории, теории среднего уровня и эмпирические социологические исследования; их взаимодействие между собой.
7: Связь объекта и предмета социологии.
8. Социальные общности как предмет социологического анализа.
Вопросы для повторения
1. Какую роль играют понятия «уровни», «функции» в структуре социологического знания?
2. В чем проявляется неоднозначность теоретического знания в социологии в отличие от других наук?
3. Как связано понятие «гражданское общество» с объектом и предметом социологии?
4. В чем заключается роль эмпирических данных для темпов развития теоретического знания в социологии?
5. Можете ли вы назвать наиболее типичные исследования в социологической науке?
6. Какие из существующих функций социологического знания являются приоритетными с практической точки зрения?
7. Сколько уровней социологического знания необходимо познать, чтобы сформулировать (создать) концепцию (теорию) социального явления?
8. Социальный факт в социологии: что это такое?
9. Что является главным в определении социальной общности?
Лекция 2