Модели управления группой
1. Директивная.
Вся власть сосредоточена в руках руководителя. Он принимает решения, контролирует и координирует действия группы. Контролирует все информационные потоки. В результате качество решений зависит от компетентности и информированности лидера.
При высоком уровне группового единомыслия и конформизма, критическая точка зрения отсутствует. Качество исполнения решений зависит от авторитета руководителя или лидера, и от его способности влиять на подчиненных. Данная модель подразумевает централизованный тип коммуникаций. Это препятствует сотрудничеству между членами группы и способствует ее дроблению. Постоянный и жесткий контроль со стороны руководителя вызывает сопротивление и приводит к появлению оппозиции.
2. Демократическая.
Характеризуется совместным принятием решений и постоянным обменом информации между лидером и членами группы. Планирование деятельности группы проводится совместно. Лидер контролирует, координирует, мотивирует и консультирует. В процессе деятельности группы используется самоконтроль.
Применение этой модели возможно при наличии совместимости между членами группы и при наличии особых качеств у лидера.
Устанавливаются плоские коммуникации типа «звездочка», что способствует открытости информационных потоков, взаимопониманию и снижению конфликтности.
Принципы формирования и функционирования команды:
1. Каждый член команды должен хорошо знать ее цели. Еще лучше, если он участвует в их формулировке.
2. Команда работает как единое целое, но ответственность несет не только коллективную, но и индивидуальную.
3. Каждый член команды обладает универсальными знаниями, навыками, умениями, позволяющими ему понимать действия других членов команды и взаимодействовать.
4. Каждый член команды на равных участвует в планировании ее деятельности (все планируют деятельность каждого, каждый планирует деятельность всех).
5. Функции, обязанности и роли членов команды распределяются не жестко, а в зависимости от ситуации, каждому дается значительная самостоятельность.
6. Члены команды должны быть психологически совместимы.
7. Все функции управления команда осуществляет коллективно. Руководителю остаются функции координации и представления интересов команды перед внешней средой.
Наиболее существенными способами управления группой являются:
· Групповая мотивация.
· Групповое принятие решений.
Групповая мотивация строится в соответствии со следующими принципами:
1) Для успешного мотивирования группы руководитель должен не просто понимать потребности и интересы ее членов, но и увязывать их удовлетворение с результатами деятельности группы.
2) Распределение поощрений и наказаний должно зависеть от оценки реального вклада каждого члена группы в результат.
3) При вознаграждении членов группы должен соблюдаться принцип справедливости, в противном случае могут возникнуть разногласия и конфликты.
4) Достижение общей цели должно быть главным стимулом в деятельности группы. Цель группы должна сочетаться с личными целями, но при этом доминировать над ними.
Групповое принятие решений – это способ привлечения членов группы к управлению.
Коллективное принятие решений возможно при достаточно высоком уровне членов группы, при наличии совместимости. Процесс выработки решений при коллективном подходе сохраняется, т. е. в нем присутствуют все основные этапы:
1) Анализ проблемы
2) Поиск вариантов решения
3) Выбор оптимального варианта
4) Согласование
5) Утверждение
6) Подготовка и организация выполнения
7) Контроль и оценка эффективности
1,2,3 – аналитические этапы.
Наибольшая сложность в организации коллективной деятельности возникает на аналитических этапах. Здесь коллективная работа может быть организована в 3 формах:
· Дискуссия
· Мозговая атака
· Экспертная оценка
Дискуссия– это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения на причины проблемы и варианты ее решения. Условия успеха дискуссии:
1. Наличие четкой формулировки проблемы
2. Разработка вопросов для обсуждения. Эти вопросы должны представлять декомпозицию проблемы, т. е. ее разложение на причины, следствия и составляющие элементы.
3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий обычно включает:
· Вступительное слово
· Повестку обсуждения
· Приемы активизации участников
· Способы привлечения их внимания
· Регламент
Сценарий необходим для контроля за ходом дискуссии и для предотвращения ее превращения в спор или ссору.
4. Подготовительная работа. Включает:
· Ознакомление будущих участников с проблемной ситуацией
· Консультирование у специалистов
· Выработку индивидуальных точек зрения
· Прогнозирование поведения участников дискуссии
5. Выбор ведущего. Выбор делается по признакам лучшего владения ситуацией, компетентности по большинству вопросов, личностным качествам и опыту проведения подобных мероприятий.
6. Соблюдение культуры спора. Подразумевает ориентацию на решение проблемы, объективность, доброжелательность и сотрудничество.
7. Подведение итогов дискуссии. Желательно, что бы это был компромисс мнений большинства участников.
Мозговая атака– это коллективный поиск решения проблемы путем высказывания и анализа как можно большего количества идей и предложений. Условия успеха:
1.выслушивание всех предложении
2.полное отсутствие критики
Процедура :
1. Группа участников обсуждения разделяется на генераторов идей и аналитиков.
2. Работу начинают генераторы идей. Они поочередно высказывают свои предложения, формируя таким образом массив предложений.
3. Аналитики фиксируют все предложения, обсуждают, разделяют на удачные, неудачные и спорные.
4. Удачные предложения принимаются в дальнейшую обработку. Неудачные отклоняются. Спорные обсуждаются.
5. Варианты, принятые в дальнейшую проработку, ранжируются по существенным критериям.
6. Выбирается оптимальный вариант.
Экспертные оценки– это опрос мнений специалистов по поводу причин возникновения проблемы и способов решения.
Наиболее эффективным методом экспертных оценок считается метод Делфи. Его преимущество в том, что он исключает непосредственные контакты между участниками обсуждения. Предложения по поводу решения проблемы или ее причин оформляются в виде анкеты, проводится многократное анкетирование. Эксперты имеют возможность по окончании этапа скорректировать свою точку зрения с учетом мнения других специалистов. Это позволяет добиться наибольшей объективности результатов оценки. Оптимальное количество этапов 3-4.
Кроме перечисленных способов для коллективного принятия решении могут проводиться деловые игры, позволяющие смоделировать проблемную ситуацию; либо анализ конкретной ситуации, позволяющий найти решение проблемы методом аналогии.