УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД И МЕНЕДЖЕРЫ
Лекция 4
Целью управленческой деятельности является создание условий для реализации целей и задач предприятия, и координация совместной деятельности подразделений и работников.
Предметом управленческого труда является информация, то есть управленческий труд связан с выработкой, преобразованием и анализом информации.
Продуктом управленческого труда является управленческое решение.
Управленческий труд представляет собой процесс целенаправленной переработки информации, характеризующей ситуацию, в информацию характеризующую образ действий в данной ситуации, т.е. управленческое решение.
Процесс управленческого труда
Классификация управленческих работников
1. Управленцы различаются по видам разделения управленческого труда:
а) при функциональном разделении управленцы различаются по исполняемым функциям управления. Например, специалисты по планированию, по организации труда, по мотивированию, по контролю и т.д.;
б) при иерархическом разделении управленцы различаются по должностному положению в служебной иерархии. Например, директор – начальник цеха – мастер и т.д.
в) при технологическом разделении управленцы различаются по их участию в процессе работы с информацией. Например, одни собирают и хранят информацию, другие – анализируют и т.д.;
г) при профессиональном разделении управленцы различаются по профессиональной подготовке. Например, экономисты, маркетологи, технологи, механики и т.д.
2. По категориям работников в системе управления различаются:
а) Руководители – возглавляют организацию или ее подразделения, несут полную ответственность за результаты работы управляемого объекта. Наделены полномочиями принимать решения и распоряжаться, организовывать и контролировать процессы, распределять ресурсы. К руководителям относятся директора, начальники, заведующие, управляющие и т.д.;
б) Специалисты – выполняют определенные функции управления или исполняют обязанности в конкретных сферах деятельности организации. Их деятельность связанна с исследовательской и аналитической работой и ограничена приказами руководителя и должностными инструкциями. Например, экономисты, маркетологи, юристы, социологи и т.д.;
в) Служащие – выполняют рутинные работы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации. Например, секретари, бухгалтеры, нормировщики, архивариусы и т.д.
Руководители могут быть линейными и функциональными.
Линейные руководители - возглавляют многофункциональные структурные подразделения, отвечают за все виды деятельности в них, осуществляют общее руководство. Например, начальник производства, начальник цеха, начальник отделения, начальник участка.
Функциональные руководители – возглавляют специализированные функциональные подразделения, отвечают за конкретный вид деятельности. Например, заместитель директора по финансам, начальник экономического отдела, главный энергетик, мастер-механик.
По месту в системе управления различаются руководители верхнего, среднего и нижнего уровней.
Руководители верхнего уровня возглавляют всю организацию, занимаются решением стратегических вопросов, представляют организацию в отношениях с внешней средой. К ним относятся директор, заместитель директора, президент, вице-президенты, члены совета директоров.
Руководители среднего уровня возглавляют структурные подразделения организации, отвечают за планирование, организацию процессов, обеспечение ресурсами, подбор персонала, координацию и контроль работ. К ним относятся начальник цеха, начальник отдела, директор филиала, заведующий отделением.
Руководители нижнего уровня руководят непосредственно исполнителями, отвечают за постановку задач исполнителям, распределение ресурсов, контроль и оценку выполнения работ, решение текущих проблем. К ним относятся начальник участка, мастер, бригадир, старшие специалисты.
Уровень руководства определяется объектом управления.
Таким образом, к менеджерам в организации можно отнести руководителей всех уровней, а так же специалистов, отвечающих за какое либо направление деятельности.
Менеджеры-консультанты – это специалисты в разных сферах управленческой деятельности, занимающиеся исследовательской и аналитической работой и оказывающие консультационные услуги. Они могут работать в штабных подразделениях организации (например, штатные юристы, психологи), либо в консалтинговых фирмах и сотрудничать с организациями на договорной основе (аутсорсинг).
Требования к профессиональным компетенциям менеджера
1. понимание природы управленческого труда и процесса управления;
2. знание теорий, методов и приемов управления;
3. умение испытывать современные информационные технологии и средства коммуникации;
4. владение приемами психологического воздействия на человека;
5. способность к обучению, развитию, восприятию нового (инновационный тип мышления);
6. умение анализировать ситуацию и принимать решения в условиях неопределенности и риска;
7. готовность брать на себя ответственность;
8. умение организовывать команду.