П. Коэффициенты стабильности

Таблица 13.1

 

Коэффициенты прибыльности 1-й год 2-й год 3-й год
1. Отношение стоимости 77,1 76,2 77,5
реализованных товаров      
и услуг к продаже      
2. Отношение валовой 22,8 23,8 22,5
прибыли к продаже      
3. Отношение эксплуатационных 19,1 21,4 20,4
расходов к продаже      
4. Отношение чистого дохода 3,6 2,4 2,0
от производственной      
деятельности к продаже      
5. Отношение чистой прибыли 14,7 7,6 7,0
к среднегодовому собственному      
капиталу (прибыль на вложения)      

Анализ коэффициентов прибыльностипозволяет сделать следующие выводы:

1. Произведенный вертикальный анализ (он проводится в балансовых отчетах и отчетах о прибылях сверху вниз) дает возможность получить не абсолютную, а относительную, т. е. сравнительную, картину использования финансовых ресурсов.

2. Первые два показателя прибыльности – отношение стоимости реализованных товаров и валовой прибыли к продаже – наглядно показывают, какая доля выручки (продажи) остается в стоимости реализованных товаров, а какая идет в прибыль (напомним, что в сумме эти показатели составляют 100 %). Тенденция к увеличению доли прибыли в сумме выручки является весьма желательной и свидетельствует о финансовых успехах. Такое увеличение может быть достигнуто уменьшением доли стоимости реализованных товаров в продаже за счет более выгодных цен произведенных или приобретенных предприятием товаров, а также увеличением их продажной цены. При этом необходимо

рассмотреть как начальные и конечные запасы товаров, так и их закупки, из которых складывается стоимость реализованных товаров.

3. Отношение эксплуатационных расходов к продаже показывает, какая доля выручки связана с закупками в ходе эксплуатации предприятия. Оценка целесообразности этих затрат может быть дана лишь в сопоставлении с долей чистого дохода от производственной деятельности в продаже.

4. Если рост доли чистого дохода от производственной деятельности опережает рост доли эксплуатационных расходов, значит, эти расходы полезны, и наоборот. Целесообразно рассмотреть долю в продаже не только совокупных эксплуатационных расходов, но также каждого их компонента (общефирменных и административных расходов, торговых издержек, амортизации).

5. Отношение чистой прибыли к среднегодовому собственному капиталу (прибыль на вложения) – важнейший показатель финансового состояния компании. Именно на основе этого показателя акционеры принимают решение, стоит ли вкладывать деньги в акции данного предприятия. Этот показатель носит интегральный характер и показывает эффективность деятельности предприятия в целом.

1. Отношение собственного капитала к итоговой сумме активов.

2. Отношение долга (итоговой суммы пассивов) к итоговой сумме активов.

3. Покрытие процентов.

Два первых коэффициента рассчитываются в процентах, третий – в кратах (разах).