Государственное регулирование деятельности НПФ
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ. Локшина, О. В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О. В. Локшина // Трудовое право, 2003. - N 4. - С. 15-23
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
* лицензирование деятельности НПФ - для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию в Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;
* установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений - в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. (См. таблицу 2.1)
Табл. 2.1
Требования к структуре инвестиций НПФ
Вид актива | Максимальная доля в портфеле | |
Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ | Не более 5 % | |
Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) | В сумме не более 10 % | |
Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария | Не более 5 % | |
Акции одного эмитента | Не более 10 % | |
Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ | Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций | |
Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ | Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ | |
Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях | Не более 20 % | |
Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов | Не более 20 % | |
* установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования - НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обстоятельства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат. кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами, - актуариев. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. Деятельность НПФ подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение о результатах оценивания принятых НПФ обязательств, а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений предоставляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.
Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.
* оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками.- любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны. Общие вопросы о НПФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.npf-atom.ru/faq/npf - 25.09.2010