Принципы международного частного права

Предмет международного частного права

- Л. А. Лунц , говорит, что МЧП регулирует отношения гражданско-правовые, такой точки зрения придерживаются представители цивилистической концепции.

- взгляды Г. К. Дмитриевой изменились – ее учебники до 2010 г. говорили от ом, что МЧП регулирует отношения гражданско-правовые, а с 20120 в учебниках отношения, регулируемые МЧП названы, как трансграничные.

- Фосотт и Норт – МЧП присутствует во всех отраслях английского права

В предмет гражданского права входят отношения собственности, сделки ,расчёты ,наследование, то есть мы можем сделать вывод, что предмет МЧП в части аналогичен предмету гражданского права, но этим он не ограничен. Трудовые отношения, как считают ученые, ходят в состав МЧП. В МЧП есть такой необычный субъект, как субъекты федераций , они заключают международные соглашения, например, в области культурных связей. Что это за соглашения? Они не признаются международными договорами, так как субъект федерации – это не суверенный субъект, а заключаются по публично-правовым вопросам. То есть эти соглашения по сути получаются международными административными договорами. То есть предмет МЧП составляют также и административные отношения, в которых участвуют субъекты федерации, муниципалитеты. Соглашения об избежании двойного налогообложения - они решают вопрос о том, как уплачиваются налоги на доходы и имущество юридическими и физическими лицами. То есть эти соглашения адресованы юридическим и физическим лицам. Можно ли их признать источником МЧП? МЧП - может регулировать налоговые отношения.

Вывод: помимо гражданско-правовых, в предмет МЧП включаются семейные, трудовые, административные, налоговые, процессуальные правоотношения.

Принципы МЧП делятся на две группы:

- общие

-специальные

*дело гражданки Калашниковой.

1. Общие принципы. Это основные принципы международного публичного права. Они изложены в Уставе ООН, Декларации об основных принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государства от 24 октября 1970 года. Все эти принципы императивны, являются системообразующими и могут быть основой для принятия решений по конкретным делам, т. е. в суде общей юрисдикции, арбитражном суде при отсутствии должного правового регулирования можете сослаться на общие принципы международного права. Конституционный суд в ряде решений ссылается на принцип государственного суверенитета, уважения права человека.

1) Принцип неприменения силы и угрозы ее применения. Соблюдение этого принципа является условием для вступления в международные отношения невластного характера. Торговые отношения, обмен туристами, родственные связи можно поддерживать только в мирных условиях. Поэтому международный мир и безопасность непосредственно влияет на невластные отношения.

В своих отношениях невластные субъекты также должны воздерживаться от угроз и применения силы. Существует такой документ как принципы международных коммерческих контрактов. Они приняты Римским институтом по унификации международного частного права (принципы УНИДРУА). В этих принципах изложены основания недействительности контракта. Контракт, заключенный под влиянием угрозы, является недействительным. Эта недействительность реализуется абсолютно по особому – пострадавшая сторона может отказаться от контракта путем уведомления, которое дано в разумный срок.

Устав ООН перечисляет меры принуждения, которые запрещены в публично-правовых отношениях – это блокада, бойкот, эмбарго, задержание, арест морских судов. В частноправовых отношениях запрещены любые проявления силы, которые носят более разнообразный характер. Это может быть понуждение к заключению контракта, понуждение к браку и т. д.

В международном публичном праве есть три случая, когда применение силы правомерно – самооборона, применение силы с санкции совета безопасности ОО, применение силы в рамках региональных систем безопасности. Если в международном публичном праве предусмотрены случаи правомерного применения силы, то международное частное право никаких исключений из этого принципа не предполагает.

2) Принцип мирного разрешения международных споров. Устав ООН предусматривает такие средства разрешения споров как переговоры, посредничество, следственные и согласительные комиссии, суд и арбитраж. Все эти средства международные, т. е. предполагают участие государств и других субъектов международного публичного права. Но принцип мирного разрешения споров универсален по своей сути и никто не мешает использовать аналоги этих способов в международном частном праве.

Допустим, следственная комиссия изучает только факты, не давая им правовую оценку. Ее можно использовать при оценке наличия недостатков в результате работ (комиссия при этом состоит из инженеров представителей сторон контракта).

В МЧП сложилась собственная система средств разрешения споров

1- Переговоры. В каждом контракте можно найти пункт о переговорах

2- Посредничества.

3- Согласительная процедура. Носит согласительный характер, ее целью является мировое соглашение. Это формализованная процедура. Существует согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, согласительный регламент МКАС при ТПП РФ, согласительный регламент МТП. обычно спор решается комиссией посредников, но между сторонами должно быть достигнуто соглашение по кандидатурам посредников.

Для того, чтобы обратиться к согласительной процедуре сторона инициатор направляет просьбу другой стороне. Другая сторона может отказать или ничего не ответить и тогда согласительная процедура не начинается. Даже если в контракте есть ссылка на согласительный регламент, это не означает обязательное применение согласительной процедуры, она возможна только при согласии сторон на начало такой процедуры.

Комиссия посредников может изучать документы, встречаться с каждой из сторон или со сторонами вместе, проводить устные слушания.

Процедура заканчивается в трех случаях – 1. Если достигнуто мировое соглашение 2. Если комиссия отказывается от дальнейшего продолжения процедуры 3. Если одна из сторон или обе стороны не желают продолжать процедуру. Это не процессуальное соглашение, оно не утверждается судом, оно не может быть принудительно исполнено, по сути данное мировое соглашение носит контрактный характер.

4- Минитрайл. Это минипроцесс. Сначала формируется комиссия минитрайла. Она формируется из высших должностных лиц сторон и одного нейтрального посредника. Минитрайл существует в американской арбитражной ассоциации, Бельгийском центре арбитража и посредничества, т. е. для того, чтобы минитрайл был проведен, торгово-промышленная или торговая палата должна принять правила минитрайла. В РФ практически ни одна ТПП не приняла правила минитрайла. Можно сказать, что в РФ минитрайла, за одним исключением – правила минитрайла приняты ассоциацией банков для единого третейского суда. Комиссия проводит слушание дела, в котором выступают представители сторон. Разбирательство может завершиться мировым соглашением. Если мировое соглашение не достигнуто, комиссия минитрайла большинством голосов принимает рекомендацию и назначает срок сторонам для присоединения к рекомендации, т. е. стороны могут присоединиться к рекомендации и все равно разрешить спор

5- Медарб. Посредничество – арбитраж. Регламенты коммерческих арбитражей запрещают лицу, которое участвовало в досудебном разрешении спора выступать в качестве арбитра. Но стороны могут заключить соглашение, по которому посредник становится арбитром, т. е. это особый вид третейской записи – там где стороны не только выбирают конкретный арбитраж, но и конкретное лицо в качестве арбитра. Медарб не имеет собственной процедуры – сначала спор рассматриватся по согласительной процедуре в соответствии с согласительными регламентами, а затем в соответствии с арбитражными правилами.

6- Частное судейство. Оно существует в США и Великобритании. Когда судья в отставке может принять спор к своему производству и вынести решение, и потом зарегистрировать его в ближайшем окружном суде. Но с частным судейством нужно быть осторожным – в РФ есть закон о статусе судей, о судебной системе, т. е. судья у нас –это госслужащий. А тут частное лицо вынесло решение и такое решение может быть не принято в России по соображениям публичного порядка. Договоры о правовой помощи не распространяются на решения частных судей.

7- Суд

8- Арбитраж

9- В международном частном праве применяются международные способы разрешения споров. Это механизм международных организаций. Международные организации обычно рассматривали споры между государствами. Но существует весьма немногочисленные примеры разрешения в рамках международных организаций споров с участием невластных субъектов. В 1965 году принимается Вашингтонский договор о разрешении инвестиционных споров между государствами и юридическими и физическими лицами других государств. По этому договору создается международная организация – международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В 1994 году Всемирная организация интеллектуальной собственности создает коммерческий арбитраж, который разрешает споры между невластными субъектами. Т. е. механизм международных организаций ограничено, но все же применяется.

3) Принцип суверенного равенства государств. Из этого принципа вытекает равенство их правовых систем, равенство систем собственности, равенство экономических и социальных систем. Из суверенитета государства вытекает государственный иммунитет. Считается, что предъявить иск к иностранному государству, принять обеспечительные меры, исполнить решение нельзя без согласия этого государства. Но тогда возникает вопрос – как же быть с равенством других субъектов, из суверенного равенства государств вытекает равенство всех субъектов международного частного права. А государство получается главнее. В 2004 году в рамках ООН принимается конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Если государство вступает в коммерческую сделку с юридическим лицом, оно не пользуется иммунитетом и иск можно предъявлять без его согласия. В рамках Совета Европы действует Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 года, которая также ограничивает иммунитет государства.

Ничто не мешает в контракте предусмотреть в качестве применимого права право любого государства. Т. е. если государство заключает контракт с невластным субъектом, оно не может настаивать на применении своего права (это в теории, на практике - настаивает).

4) Принцип невмешательства во внутренние дела. Феномен вмешательства имеет три проявления – это вмешательство государства в дела невластных субъектов, вмешательство невластных субъектов в дела государства, вмешательство невластных субъектов в дела друг друга. Этот принцип запрещает любые виды вмешательства. Но в отношении первого проявления существует проблема вмешательства государства в дела юридических лиц. государство осуществляет валютный, таможенный, налоговый, административный контроль. Этот контроль никак международным правом не регламентируется и в разных государствах осуществляется по разному. Однако юридические лица могут обжаловать действия государства в национальных судах и если это касается вопросов собственности, в ЕСПЧ.

Когда частные лица вмешиваются в дела государства. Примером вмешательства в дела государства является деятельность ТНК. В 1974 году принимается хартия экономических прав и обязанностей государств. Она предусмотрела положение о невмешательстве ТНК во внутренние дела принимающего государства и право каждого государства контролировать деятельность ТНК.

Вмешательство невластных субъектов в дела друг друга. Запрещается в коммерческих отношениях требовать изменения устава партнера, его видов деятельности, влиять на формирование органов управления.

5) Принцип сотрудничества государств. Декларация 1970 года говорит о том, что государства обязаны сотрудничать в экономической, социальной, культурной, научной и технической областях, т. е. в тех областях, где в основном частноправовое регулирование. В последнее время этот принцип понимается более широко - как сотрудничество в целях развития. Сотрудничество должно вести к повышению уровня жизни в государствах и благосостояния населения.

6) Pacta sunt servanda – принцип добросовестного исполнения международных обязательств. В международном частном праве этот принцип получает развитие по кругу субъектов и по кругу обязательств. он начинается распространяться на невластных субъектов. Все субъекты международного частного права обязаны соблюдать, во-первых, обязательства, которые вытекают из международных договоров и международных обычаев, во-вторых, законодательство государств, чья юрисдикция на них распространяется, в-третьих, обязательства по контрактам.

7) Принцип равенства и самоопределения народов. Он касается народов, которые борются за свою независимость. Обычно они представлены определенной организацией, которая представляет интересы народа. В международном публичном праве эти народы представлены в ряде международных организаций. Например, та же организация освобождения палестины в такой организации как исламская конференция. Соответствующие организации, которые выражают волю народа, вступают в экономические, торговые, культурные отношения без какой-либо дискриминации, т. е. они могут заключать торговые сделки с другими организациями.

Это в основном национальное средство разрешения споров