РЕФЕРАТЫ

ПЛАН №7

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под ред. А.В.Сидоровича, - М.: Изд-во «ДИС», 1997. – 416с.

2. Белова В. Введение в макроэкономику. Равновесный объем производства и дохода // Экономист. 1997. №5. с.56.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник, - М.: Юристъ, 1997. – 568с.

4. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие, - М.:Издательство «Эльф К-пресс», 1995.- 152с.

5. Введение в макроэкономику. Путеводитель по первому тому учебника К.Макконнелла, С.Брю «Экономикс»: Учеб.пособие / Под ред. Б.П.Суворова, - М.: Изд-во МГУ, 1997. – 224с.

6. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ./ Под ред. В.А.Исаева, - М.:ИНФРА-М, 1996.- 559с.

7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика, СПб.: Литера плюс, 1997. – 800с.

8. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Учебник, - ИНФРА-М, 1997. – 784с.

9. Замараев Б. Сбережения: проблемы формирования и использования // Экономист. 1998. №9. с.59

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник для экон.спец.вузов, - М.: Дело, 2000. – 472с.

11. Миклашевская Н. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике // МЭМО. 1998. №3. с. 48.

12. Стиглиц Д. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические принципы и неокейнсианство // МЭМО. 1997. №6. с.54.

13. Устиян И. Кейнсианство – доктрина регулируемой рыночной экономики // Экономист. 1996. №9. с. 81.

«Макроэкономическая теория занятости»

1. Занятость и безработица: содержание и параметры их определения. Закон Оукена.

2. Классический подход к трактовке проблемы занятости.

3. Неоклассические позиции занятости.

4. Трактовка проблемы занятости и безработицы в кейнсианском направлении экономической теории.

5. Равновесие на рынке труда в классическом и кейнсианском подходах.

6. Формы и методы регулирования рынка труда.

 

1. Анализ безработицы в РБ (развёрнутый анализ причин, видов, структуры безработицы (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы, профессионально-квалификационному составу безработных и др.))

2. Исследование структуры занятости в РБ (по отраслям, квалификации. Уровню образования и др.).

3. Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития.

4. Неполная занятость и формы ее проявления в Беларуси.

 

Обязательные вопросы:

1. Оказывает ли безработица позитивное влияние на экономику?

2. Является ли фрикционная безработица неизбежной в условиях рыночной экономики?

3. Имеет ли место дискриминация в сфере занятости в Беларуси?

4. Почему бы пособию по безработице не быть в среднем равным последней перед увольнением заработной плате человека, чтобы люди не страдали от того, что стали безработными?

5. Какие слои общества наиболее страдают от безработицы?

6. Есть ли смысл в том, чтобы снизить естественную норму безработицы до нуля, с тем, чтобы люди, которые хотят работать, могли и действительно получали работу немедленно?

7. От каких факторов зависит естественный уровень безработицы?

8. Почему часто трудно провести грань между фрикционной, структурной и циклической безработицей?

9. Почему безработица представляет собой экономическую проблему? Каковы негативные экономические и неэкономические последствия безработицы?

10. Определите, как нижеследующие изменения могут отрицательно повлиять на естественный уровень безработицы:

а) понижение минимального возраста, с которого разрешено брать молодежь на работу;

б) повышение минимальной заработной платы на 20 %;

в) организация государственной компьютеризированной системы обеспечения информацией, касающейся наличия свободных рабочих мест;

г) снижение пособия по безработице;

д) программа долевого участия в прибылях для всех работников;

е) новое законодательство, укрепляющее позиции профсоюзов, когда речь идет об их участии в переговорах с руководством;

ж) законы, обеспечивающие рабочим, уволенным с прежнего места работы из-за структурных изменений в экономике, переподготовку.

11. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:

- занятые (З);

- безработные (Б);

- не включаемые в состав рабочей силы (Н):

а) работник, уволенный по собственному желанию;

б) работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня;

в) учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать;

г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;

д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;

ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;

з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.

12. В чем отличия двух теорий занятости – классической и кейнсианской?

13. Каким образом в классической теории занятости объясняется возможность отсутствия безработицы?

 

ЗАДАЧА 1.Номинальный ВНП в 1995 году составил 1200 млрд. долл. Естественный уровень безработицы составил в этом же году 5%. Фактический уровень безработицы составил 9%. Каков объем потенциального ВНП в 1995 году? Каковы потери ВНП в результате циклической безработицы?

№2-4, 33, 58.

 

ЗАДАЧА 2. Численность населения в стране 41 млн.чел.,

из них: институционального населения 12 млн.чел.,

занятых 18 млн.чел.,

безработных 7 млн.чел.

Через год:

поступили на работу из достигших 16 лет- 3,8 млн.чел.,

ушли на пенсию-9 млн.чел.,

прекратили поиски работы из числа зарегистрированных безработных – 0,5 млн.чел.

Определить: а) уровень занятости; б) уровень безработицы в прошлом и нынешнем году при условии, что численность населения не изменилась.

 

ЗАДАЧА 3. Предположим, что в экономике существует 2300 занятых и 200 безработных человек. Далее, предположим, что каждый месяц 23% безработных находят работу, а 2% занятых её теряют. Определите:

а) каково будет количество безработных и количество занятых в начале следующего месяца;

б) каков уровень безработицы;

в) является ли эта ситуация примером естественного уровня безработицы? Ответ обоснуйте расчетом (рассчитать естественный уровень безработицы и сравнить его с уровнем безработицы, найденном в пункте б)).

 

ЗАДАЧА 4. Численность занятых в январе 800 млн. человек, а численность безработных – 60 млн.чел. В течение года в среднем за один месяц 1,05% занятых оставляли работу, а 20% из безработных трудоустраивались.

Определить:

А) значение естественного уровня безработицы;

Б) уровень конъюнктурной (циклической) безработицы в январе.