Проблемы периодизации интеллектуального развития личности

Начиная примерно с 1960 года, теория развития интеллектуальной компетентности, выдвинутая швейцарским биологом и философом Жаном Пиаже, доминирует среди концепций развития интеллекта человека, охватывающих период с младенческого возраста до достижения взрослости.

Основное внимание Ж. Пиаже уделяет развитию мышления ребенка и, прежде всего, - развитию логического мышления. Он первый исследовал и выявил специфику, своеобразие детского мышления, продемонстрировав его качественные отличия от мышления взрослого человека. Он исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных изменений, от которых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей логичности.

С точки зрения Пиаже существенным признаком живых организмов является то,

что они представляют собой саморегулирующиеся системы. Ведущее представление о интеллекте – как высшей форме адаптации «Всякая адаптация направлена на развитие способности взаимодействовать с более широкой средой обитания. Интеллект человека решает эту задачу на беспрецедентно высоком уровне. Большинство животных адаптируются только к тому, что находится в непосредственной временной и пространственной близости от них. То же самое справедливо и для младенцев. Однако по мере развития дети приобретают способность усваивать знания, думать об объектах

и о событиях, удаленных во времени и пространстве.»Одна из основных целей

Пиаже – показать, как происходит это изменение.

Он выделяет два процесса адаптации:ассимиляция - включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребёнок справляется без конфигурации наличных схем деяния. При аккомодации схемы действий меняются так, чтоб можно было их применить к новой задачке. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. А завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачки), с одной стороны, и схемы действий, которыми ребёнок обладает, - с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая

Пиаже делит когнитивное развитие на основные стадии:

  1. Сенсорно-моторная стадия – от рождения до 2 лет – это операции, выполняемые не в уме, а на практике

1. Упражнение рефлексов 0-1 месяц

2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции 1-4 месяца

3. Вторичные круговые реакции 4-8 месяцев

4. Начало практического интеллекта 8-12 месяцев

5. Третичные круговые реакции 12-18 месяцев

6. Начало интериоризации схем 18-24 месяца

 

  1. Репрезентативный интеллект и конкретные операции. Период конкретных операций (от 18 мес. до 11лет) – эта стадия разделяется на два подпериода. Во время первого, который называется дооперациональным и длится приблизительно до 7 лет, происходит подготовка конкретных операций, во время второго конкретные операции формируются и закрепляются.

1. Предоперационная стадия – от 2 до 7 лет – период обретения речи, ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами. На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2-4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. В своих рассуждениях ребенок переходит от частного к частному, а не от частного к общему и не от общего к частному.

2. Конкретно-операционная стадия – от 7 до 11-12 лет – появляются способности к логическим рассуждениям. Это объясняется тем, что ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Это начальный этап интериоризации действий, развитие символического мышления, формирования семиотических функций( язык, умственный образ). Переход к конкретно - операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми.

  1. Формально-операционная стадия – после 11-12 лет – «покорение мысли» (по Элкинду). Расширившись и упрочившись, символические действия становятся мышлением взрослого образованного человека. Наиболее бросающаяся в глаза особенность этого периода является способность рассуждать логически, мыслить гипотезами. Появляются более сложные операциональные схемы, такие, как комбинаторные операции, пропорции, механическое равновесие.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДОВ

Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Некие из них, к примеру рефлекс сосания, способны изменяться. После некого упражнения ребёнок сосет лучше, чем в первый день, потом начинает сосать не лишь во время еды, но и в промежутках - свои пальцы, любые предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В итоге упражнения рефлексов формируются первые навыки.

На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взором движение предмета, пробует схватить игрушку. В базе навыка лежат первичные круговые реакции - повторяющиеся деяния. Одно и то же действие ребёнок повторяет опять и опять (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие деяния подкрепляются своей активностью ребёнка, которая доставляет ему наслаждение.

Вторичные круговые реакции возникают на третьей стадии, когда ребёнок сосредоточен уже не на своей активности, а на конфигурациях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтоб продлить достойные внимания впечатления. Ребёнок долго встряхивает погремушку, чтоб продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т. П.

Четвёртая стадия - начало практического интеллекта. Схемы деяния, образованные на предшествующей стадии, объединяются в единое целое и употребляются для заслуги цели. Когда случайное изменение деяния дает неожиданный эффект - новое впечатление, - ребёнок его повторяет и закрепляет новенькую схему деяния.

 

На пятой стадии возникают третичные круговые реакции: ребёнок уже специально изменяет деяния, чтоб поглядеть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.

На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если ранее ребёнок создавал разные внешние деяния, чтоб достичь цели, пробовал и ошибался, то сейчас он уже может сочетать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. К примеру, девочка, держа в обеих руках предметы, не может открыть дверь и, потянувшись к дверной ручке, останавливается. Она кладет предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся дверь их заденет, перекладывает в другое место.

 

Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период - репрезентативного интеллекта конкретных операций. Репрезентативный интеллект - мышление с помощью представлений. Мощное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к специфичной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к подтверждению, рассуждению. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их таковыми, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Ж. Пиаже назвал это явление реализмом. Дошкольник медлительно, равномерно переходит от реализма к объективности, к учету остальных точек зрения и пониманию относительности оценок.

Для ребёнка, имеющего дооперационные представления, характерны также нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи меж суждениями, переход от частного к частному, минуя общее, тенденция связывать все со всем и др. Таковая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены главной особенностью мышления ребёнка - его эгоцентризмом. Интеллектуальное развитие дитя по Ж. Пиаже

 

ПЕРИОДЫ ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ ВОЗРАСТ

 

Сенсорно-моторный интеллект0-2 года

  1. Упражнение рефлексов 0-1 месяц
  2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции 1-4 месяца
  3. Вторичные круговые реакции 4-8 месяцев
  4. Начало практического интеллекта 8-12 месяцев
  5. Третичные круговые реакции 12-18 месяцев
  6. Начало интериоризации схем 18-24 месяца

 

II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции 2-11 лет

 

1.Дооперациональные представления 2-7 лет

2.Конкретные операции 7-11 лет

 

III. Формальные операции11-15 лет

 

ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ (особенности детского мышления)

Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это, прежде всего, открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (- неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм (– стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем) нечувствительность к противоречиям.

Эгоцентризм детского мышления. Эгоцентризм - особая интеллектуальная позиция дитя, проявляющаяся в каждом периоде развития. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания. И ослабевает по мере того, как он равномерно её осваивает. Ребенок равномерно научается глядеть на вещи с различных точек зрения и становится всё более объективным.(децентрация) Но таковой метод мышления всё ещё не дозволяет создавать чисто умственные деяния путём мысленного ассоциирования понятий.

Представление о сохранении — в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).Таковая умственная деятельность, характерная для рассуждения, возникает только на следующем этапе – формальных операций.

Складывающаяся у дитя приблизительно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных понятий, и на последнем высшем периоде интеллектуального развития – периоде формальных операций, ребенок освобождается от конкретной привязанности к объектам ,данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он разглядывает суждения, как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным. Согласно Пиаже эта стадия достигает полного развития к 14-15 годам. Но после работ Пиаже во многих исследованиях было показано, что лишь часть людей (25-50%) вправду могут мыслить абстрактно. По-видимому, развитие формального мышления зависит не лишь от уровня образования человека, но также от его жизненного опыта, мотиваций и интересов.