Области развития

Проблема возрастных норм.

Ученые, изучающие развитие ребенка стремятся также установить связь между хронологическим возрастом детей и теми изменениями, которые наблюдаются в их поведении на пути к зрелости. Дру­гими словами, для специалистов в области возрастной психологии, да и не только для них, может представлять интерес хотя бы примерный временной график появле­ния конкретных форм поведения в жизни детей.(мы будем изучать периодизации воз.развития) Такой график позволил бы изучаю­щим детское развитие сравнивать время появления определенных форм поведения у разных детей, принадлежащих как к одинаковым, так и к различным культурам или социальным группам.

Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них).Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям, отстающим в развитии, или, например, при оценивании влияния различных усло­вий жизни на развитие.

Как видите, в центре интересов исследователей человеческого развития нахо­дятся те процессы, благодаря которым и происходят изменения в человеке. Ученые расходятся во мнениях при объяснении того, почему дети к 5 годам практически овладевают грамматикой родного языка, как выучиваются читать и формируют по­ловую идентичность или почему взрослые так по-разному выражают любовь или горе. Однако, при всем многообразии подходов, существует ряд общих терминов и понятий, которыми пользуются психологи, социологи, антропологи и педагоги — все те, кто напрямую связан с проблемой развития. Все эти термины и понятия раз­деляются на группы соответственно областям развития.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоци­альной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможно­сти и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свой­ства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас инди­видуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие челове­ка в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

Сначала новорожденная Джина исследует мир вокруг себя визуально. Она пристально осматривает комнату, останавливаясь взглядом на отдельных предметах, привлекаю­щих ее внимание. Затем, с развитием мышц и появлением новых двигательных навыков, девочка станет ударять кулачком по любому предмету, находящемуся поблизости и вызвавшему ее интерес, а чуть позже — схватывать его и тянуть в рот. Проходит еще какое-то время, и вот малышка уже ползет к заинтересовавшему ее предмету, дотраги­вается до него, берет в руки, стучит и трясет им, тщательно осматривает, пробует ку­сать, — другими словами, всячески пытается определить, на что же он годится. Накоп­ленный за несколько месяцев опыт манипуляций с предметами приводит девочку к от­крытию, что предметы существуют сами по себе, даже если она их не видит и не дотрагивается до них. Она начинает искать игрушки и людей, криком звать брата или плюшевого медвежонка. Теперь окружающие Джину люди взаимодействуют с ней по-разному. Родители уже должны следить за играми дочери, заменяя притягательные для нее, но опасные предметы безопасными. Они могут поощрять ее исследовательскую ак­тивность или относиться к ней с неодобрением. В конце концов, малышка начинает либо самоуверенно рисковать, либо избегать риска — и дело здесь не только в темпераменте девочки, но и в той обратной связи, которую она получает от заботящихся о ней людей.