Законы раздражения возбудимых тканей и законы возбуждения
Эрозия почв, виды.
Эрозия почв (разъедание) – разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром (ветровая эрозия) или потоками воды (водная эрозия).
Ветровая эрозия почв– это выдувание, перенос и отложение мельчайших почвенных частиц ветром.
Интенсивность ветровой эрозии зависит от скорости ветра, устойчивости почвы, наличия растительного покрова, особенностей рельефа и от других факторов. Огромное влияние на ее развитие оказывают антропогенные факторы (уничтожение растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильное применение агротехнических мер).
Водная эрозия почв – разрушение почв под действием временных водных потоков. Различают следующие формы водной эрозии: плоскостную, струйчатую, овражную, береговую.
Условия для проявления водной эрозии создают природные факторы, а основной причиной ее развития является производственная и иная деятельность человека. Появление новой тяжелой почвообрабатывающей техники, разрушающей структуру почвы, — одна из причин активизации водной эрозии. Другие негативные антропогенные факторы: уничтожение растительности и лесов, чрезмерный выпас скота, отвальная обработка почв и др.
Среди различных форм проявления водной эрозии значительный вред приносит овражная эрозия. Овраги уничтожают ценные сельскохозяйственные земли, способствуют интенсивному смыву почвенного покрова.
К эрозионным процессам относят также промышленную эрозию, разрушение сельскохозяйственных земель, при строительстве и разработке карьеров, военную эрозию (воронки, траншеи), пастбищную эрозию (при интенсивной пастьбе скота) и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое среда обитания?
2. Назовите основные среды обитания.
3. Расскажите о современном газовом составе атмосферы.
4. На какие группы можно разделить обитателей мирового океана? Приведите примеры.
5. Назовите основные компоненты почвы.
6. На какие группы можно разделить обитателей почвы? Приведите примеры.
7. Что такое эрозия почв? Назовите основные виды.
[Б1]
Продолжаем изучать общую физиологию возбудимых тканей. Предыдущая лекция была посвящена процессам возбуждения в клетках и тканях. Сегодня мы знакомимся с причинами возбуждения.
Логична ли традиционная последовательность изложения материала: вначале о возбуждении, а затем о причинах её вызывающих[V.G.2] ? В данном случае следование традиционному порядку изложения материала оправдано. В жизни, как правило, мы вначале наблюдаем явление, знакомимся с его сутью, изучаем его, а потом находим причину. Приведем аналогию из любимого студентами детективного жанра: видим преступление, изучаем его подробности, находим преступника[Б3] [Б4] .
Следует признать и некоторое неудобство в такой последовательности изложения материала. Многие понятия, касающиеся процессов раздражения, мы вынуждены были ввести при знакомстве с возбуждением.
Довольно подробно о раздражении и раздражителях мы будем говорить при изучении физиологии сенсорных систем, в основном при знакомстве с их рецепторными отделами. Задача сегодняшней лекции — познакомиться с общими законами раздражения для всех возбудимых структур, простых и сложных, специализированных на восприятии раздражения и нет.