О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011№ 834.

Данное Постановление содержит ряд положений:

1. Утвердить Программу улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы .

2. Избрать Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, являющийся исполнителем мероприятий Программы :

2.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.

2.2. Ежегодно представлять в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием размера произведенных расходов.

2.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.

3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли:

3.1. Координировать деятельность исполнителей мероприятий Программы.

3.2. Ежегодно, представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет о ходе реализации Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга

 

 

ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2011-2015 ГОДЫ

Программа улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы разработана в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 и создания условий на территории Санкт-Петербурга для увеличения притока инвестиций.

1. Общие положения

Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и уровень конкурентоспособности экономики. Приток инвестиций ускоряет развитие предприятий, повышает качество и увеличивает базу человеческого капитала, привлекает и стимулирует использование передовых технологий и создание новых рабочих мест.

Эффективная региональная инвестиционная политика призвана создать благоприятные условия для увеличения притока в Санкт-Петербург частных инвестиций, что будет способствовать повышению технического уровня производства и конкурентоспособности произведенной в Санкт-Петербурге продукции на внутреннем и мировом рынках, а также реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Цель Программы - выход Санкт-Петербурга на второе место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций и на третье место по объему инвестиций в основной капитал в Российской Федерации путем содействия созданию благоприятных условий для инвестиций и обеспечения сопровождения реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге.

 

 

Задачами Программы являются:

снижение административных барьеров, формирование благоприятной инвестиционной среды;

повышение доступности информации, интересующей инвестора;

повышение инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга;

создание механизмов налогового и финансового стимулирования инвестиций;

кадровое обеспечение инвестиционных процессов;

создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры.

Конкретными мерами по улучшению инвестиционного климата должны стать:

выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов;

реализация маркетинговой программы (информация о Санкт-Петербурге на различных языках и организация доступа к этой информации по различным каналам, включая электронные);

модернизация и развитие инфраструктуры;

развитие рынка труда;

совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности;

использование механизмов государственно-частного партнерства;

создание организационной структуры взаимодействия с инвесторами.

 

2. Анализ положения Санкт-Петербурга как центра инвестиционной деятельности

Санкт-Петербург - один из наиболее привлекательных для инвесторов российских регионов с точки зрения инвестиций в не сырьевые сектора экономики. Благоприятными факторами для привлечения инвесторов в Санкт-Петербург являются:

выгодное экономико-географическое расположение;

высокий научно-образовательный и производственный потенциал;

высококвалифицированные кадры и государственные программы целевой подготовки кадров;

транспортные возможности крупнейшего на северо-западе Российской Федерации транспортного узла, включенного в состав двух международных транспортных коридоров и обеспеченного современными мощностями по переработке и хранению грузов;

наличие градостроительной политики на долгосрочную перспективу;

поддержка органами государственной власти инвестиционных проектов в приоритетных для Санкт-Петербурга отраслях;

внутригородская среда открытого города: культурно-историческое наследие, развитая инфраструктура туризма, транспортная обеспеченность внутригородских территорий, высокое качество жизни населения.

Проводимая политика позволила Санкт-Петербургу занять третье место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди регионов России (по данным на 2009 год):

---------------------------------+------------------+----------------------¦ Регион ¦ Место ¦ Объем (млн долл.) ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Москва ¦ 1 ¦ 5657,4 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Московская область ¦ 2 ¦ 2138,5 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Санкт-Петербург ¦ 3 ¦ 1198,7 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+
Реализуемые программы нацелены в первую очередь на создание благоприятных условий путем организации эффективных механизмов развития малых и средних предприятий, снижения административных барьеров, развития конкуренции и инновационного предпринимательства.

Приоритетными областями инвестирования в Санкт-Петербурге остаются высокотехнологичное производство, транспорт, логистика, культурная и интеллектуальная сфера, строительство и туризм.

3. Анализ факторов, влияющих на инвестиционные решения

3.1. Рабочая сила. В Санкт-Петербурге рабочая сила является конкурентным преимуществом, особенно в части инженерно-технического персонала. Рост инвестиционной привлекательности повлечет за собой увеличение потребности в высококвалифицированной рабочей силе .

3.2. Научно-техническая база.

3.3. Размер доступного рынка потребительских товаров.

3.4. Размер доступного рынка промышленных товаров.

3.5. Инфраструктура.

Административные факторы - это факторы, касающиеся эффективности административного аппарата и процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и так далее. Административные факторы, в отличие от рыночных факторов, труднее поддаются количественной оценке.

4. Меры по повышению инвестиционной привлекательности

4.1. Выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов,

стимулирование повторных инвестиций.

4.2. Реализация маркетинговой программы,

использование возможностей российских представительств в других странах для привлечения потенциальных инвесторов.

4.3. Модернизация и развитие инфраструктуры,

предоставление земельных участков с готовой инфраструктурой;

развитие инновационной инфраструктуры .

4.4. Развитие рынка труда,

4.5. Совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности,

4.6. Использование механизмов государственно-частного партнерства

4.7. Создание организационной структуры взаимодействия с инвесторами,

В целях достижения необходимого результата по повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга определены следующие блоки мероприятия:

-обеспечение трудовыми ресурсами: регулирование рынка труда посредством разработки и реализации специальной программы; подготовка квалифицированных кадров с учетом потребностей инвесторов

-создание инфраструктуры: создание технопарка в сфере высоких технологий,

-развитие научно-технического потенциала: создание сервисной инфраструктуры для локализации центров разработок;

-снижение административных барьеров: принятие единых стандартов для всех инвестиционных проектов: прозрачная инвестиционная политика, утвержденная на уровне закона (закон Санкт-Петербурга "О государственном регулировании инвестиционной деятельности");

-совершенствование нормативной базы: переход на единые европейские стандарты в проектировании и строительстве; разработка механизма сокращения санитарно-защитных зон предприятий и порядка подготовки документации по планировке территории;

-налоговое стимулирование: налоговое стимулирование модернизации производств и внедрения высоких технологий;

-упрощение таможенных процедур: работа с органами государственной власти Российской Федерации по оптимизации таможенного оформления и снижения ввозных таможенных пошлин;

-повышение инвестиционной открытости: развитие методов электронного продвижения инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге;

-создание совета по инвестициям

-создание агентств по привлечению инвестиций

-разработка маркетингового плана: выявление факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность; принятие инвестиционной декларации; Результатом реализации конкретных мер по повышению инвестиционной привлекательности будут являться:

-наращивание инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал - характеристика возможностей Санкт-Петербурга с точки зрения вложений капитала.

-снижение инвестиционных рисков. Инвестиционные риски характеризуют степень надежности Санкт-Петербурга как территории для реализации инвестиционных проектов.

-повышение инвестиционной активности Санкт-Петербурга. Инвестиционная активность характеризуется комплексом мероприятий, направленных на продвижение инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга Успех

Определение основных направлений по привлечению инвестиций позволит сформировать приоритетные направления развития региональной экономики. Выбранные направления должны быть согласованны с программами социально-экономического развития Санкт-Петербурга .

Реализация Программы осуществляется в соответствии со следующими принципами.

-.Принцип комплексности. Последовательное осуществление мер и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за инновационное развитие.

-.Принцип публичности. Предполагает открытое обсуждение обществом хода реализации инвестиционных процессов.

-.Принцип компетентности.

-.Принцип согласованности. Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.

-Принцип сбалансированности. Предполагает недопущение однобокого развития экономики Санкт-Петербурга.

-Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и негативными последствиями.

 

 

5. Источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.


Выводы

Программа улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге будет способствовать продвижению Санкт-Петербурга на более высокое место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций и объему инвестиций в основной капитал в Российской Федерации путем содействия созданию благоприятных условий для инвестиций и обеспечения сопровождения реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге. Принятая программа позволит снизить административные барьеры, сформировать благоприятную инвестиционную среду, повысить доступность информации, интересующую инвестора, повысить инвестиционный потенциал Санкт-Петербурга, создать механизм налогового и финансового стимулирования инвестиций, создать подготовленную для инвестиций инфраструктуру.Ожидаемые результаты Программы: - увеличение средней заработной платы;- увеличение количества рабочих мест;- рост объемов производства товаров (работ, услуг);- увеличение валового регионального продукта;

- увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга.

 


Список используемой литературы:

1.http://ppt.ru/newstext.phtml?id=56538 - Постановление правительства Санкт-Петербурга

2. Иванов А.А. Инвестиции : учеб. пособие. – М. : Элит, 2009. – 108 с.

3. Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Ялмена. – М. : Проспект, 2010. – 440 с.

4. Данильчук О.В., Конотопов М.В. Инвестиции в современной России. – М.: Палеотип, 2009