О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы
В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011№ 834.
Данное Постановление содержит ряд положений:
1. Утвердить Программу улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы .
2. Избрать Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, являющийся исполнителем мероприятий Программы :
2.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.
2.2. Ежегодно представлять в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием размера произведенных расходов.
2.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.
3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли:
3.1. Координировать деятельность исполнителей мероприятий Программы.
3.2. Ежегодно, представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет о ходе реализации Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2011-2015 ГОДЫ
Программа улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы разработана в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 и создания условий на территории Санкт-Петербурга для увеличения притока инвестиций.
1. Общие положения
Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и уровень конкурентоспособности экономики. Приток инвестиций ускоряет развитие предприятий, повышает качество и увеличивает базу человеческого капитала, привлекает и стимулирует использование передовых технологий и создание новых рабочих мест.
Эффективная региональная инвестиционная политика призвана создать благоприятные условия для увеличения притока в Санкт-Петербург частных инвестиций, что будет способствовать повышению технического уровня производства и конкурентоспособности произведенной в Санкт-Петербурге продукции на внутреннем и мировом рынках, а также реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Цель Программы - выход Санкт-Петербурга на второе место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций и на третье место по объему инвестиций в основной капитал в Российской Федерации путем содействия созданию благоприятных условий для инвестиций и обеспечения сопровождения реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге.
Задачами Программы являются:
снижение административных барьеров, формирование благоприятной инвестиционной среды;
повышение доступности информации, интересующей инвестора;
повышение инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга;
создание механизмов налогового и финансового стимулирования инвестиций;
кадровое обеспечение инвестиционных процессов;
создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры.
Конкретными мерами по улучшению инвестиционного климата должны стать:
выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов;
реализация маркетинговой программы (информация о Санкт-Петербурге на различных языках и организация доступа к этой информации по различным каналам, включая электронные);
модернизация и развитие инфраструктуры;
развитие рынка труда;
совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности;
использование механизмов государственно-частного партнерства;
создание организационной структуры взаимодействия с инвесторами.
2. Анализ положения Санкт-Петербурга как центра инвестиционной деятельности
Санкт-Петербург - один из наиболее привлекательных для инвесторов российских регионов с точки зрения инвестиций в не сырьевые сектора экономики. Благоприятными факторами для привлечения инвесторов в Санкт-Петербург являются:
выгодное экономико-географическое расположение;
высокий научно-образовательный и производственный потенциал;
высококвалифицированные кадры и государственные программы целевой подготовки кадров;
транспортные возможности крупнейшего на северо-западе Российской Федерации транспортного узла, включенного в состав двух международных транспортных коридоров и обеспеченного современными мощностями по переработке и хранению грузов;
наличие градостроительной политики на долгосрочную перспективу;
поддержка органами государственной власти инвестиционных проектов в приоритетных для Санкт-Петербурга отраслях;
внутригородская среда открытого города: культурно-историческое наследие, развитая инфраструктура туризма, транспортная обеспеченность внутригородских территорий, высокое качество жизни населения.
Проводимая политика позволила Санкт-Петербургу занять третье место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди регионов России (по данным на 2009 год):
---------------------------------+------------------+----------------------¦ Регион ¦ Место ¦ Объем (млн долл.) ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Москва ¦ 1 ¦ 5657,4 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Московская область ¦ 2 ¦ 2138,5 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+¦Санкт-Петербург ¦ 3 ¦ 1198,7 ¦+--------------------------------+------------------+---------------------+Реализуемые программы нацелены в первую очередь на создание благоприятных условий путем организации эффективных механизмов развития малых и средних предприятий, снижения административных барьеров, развития конкуренции и инновационного предпринимательства.
Приоритетными областями инвестирования в Санкт-Петербурге остаются высокотехнологичное производство, транспорт, логистика, культурная и интеллектуальная сфера, строительство и туризм.
3. Анализ факторов, влияющих на инвестиционные решения
3.1. Рабочая сила. В Санкт-Петербурге рабочая сила является конкурентным преимуществом, особенно в части инженерно-технического персонала. Рост инвестиционной привлекательности повлечет за собой увеличение потребности в высококвалифицированной рабочей силе .
3.2. Научно-техническая база.
3.3. Размер доступного рынка потребительских товаров.
3.4. Размер доступного рынка промышленных товаров.
3.5. Инфраструктура.
Административные факторы - это факторы, касающиеся эффективности административного аппарата и процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и так далее. Административные факторы, в отличие от рыночных факторов, труднее поддаются количественной оценке.
4. Меры по повышению инвестиционной привлекательности
4.1. Выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов,
стимулирование повторных инвестиций.
4.2. Реализация маркетинговой программы,
использование возможностей российских представительств в других странах для привлечения потенциальных инвесторов.
4.3. Модернизация и развитие инфраструктуры,
предоставление земельных участков с готовой инфраструктурой;
развитие инновационной инфраструктуры .
4.4. Развитие рынка труда,
4.5. Совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности,
4.6. Использование механизмов государственно-частного партнерства
4.7. Создание организационной структуры взаимодействия с инвесторами,
В целях достижения необходимого результата по повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга определены следующие блоки мероприятия:
-обеспечение трудовыми ресурсами: регулирование рынка труда посредством разработки и реализации специальной программы; подготовка квалифицированных кадров с учетом потребностей инвесторов
-создание инфраструктуры: создание технопарка в сфере высоких технологий,
-развитие научно-технического потенциала: создание сервисной инфраструктуры для локализации центров разработок;
-снижение административных барьеров: принятие единых стандартов для всех инвестиционных проектов: прозрачная инвестиционная политика, утвержденная на уровне закона (закон Санкт-Петербурга "О государственном регулировании инвестиционной деятельности");
-совершенствование нормативной базы: переход на единые европейские стандарты в проектировании и строительстве; разработка механизма сокращения санитарно-защитных зон предприятий и порядка подготовки документации по планировке территории;
-налоговое стимулирование: налоговое стимулирование модернизации производств и внедрения высоких технологий;
-упрощение таможенных процедур: работа с органами государственной власти Российской Федерации по оптимизации таможенного оформления и снижения ввозных таможенных пошлин;
-повышение инвестиционной открытости: развитие методов электронного продвижения инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге;
-создание совета по инвестициям
-создание агентств по привлечению инвестиций
-разработка маркетингового плана: выявление факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность; принятие инвестиционной декларации; Результатом реализации конкретных мер по повышению инвестиционной привлекательности будут являться:
-наращивание инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал - характеристика возможностей Санкт-Петербурга с точки зрения вложений капитала.
-снижение инвестиционных рисков. Инвестиционные риски характеризуют степень надежности Санкт-Петербурга как территории для реализации инвестиционных проектов.
-повышение инвестиционной активности Санкт-Петербурга. Инвестиционная активность характеризуется комплексом мероприятий, направленных на продвижение инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга Успех
Определение основных направлений по привлечению инвестиций позволит сформировать приоритетные направления развития региональной экономики. Выбранные направления должны быть согласованны с программами социально-экономического развития Санкт-Петербурга .
Реализация Программы осуществляется в соответствии со следующими принципами.
-.Принцип комплексности. Последовательное осуществление мер и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за инновационное развитие.
-.Принцип публичности. Предполагает открытое обсуждение обществом хода реализации инвестиционных процессов.
-.Принцип компетентности.
-.Принцип согласованности. Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.
-Принцип сбалансированности. Предполагает недопущение однобокого развития экономики Санкт-Петербурга.
-Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и негативными последствиями.
5. Источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Выводы
Программа улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге будет способствовать продвижению Санкт-Петербурга на более высокое место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций и объему инвестиций в основной капитал в Российской Федерации путем содействия созданию благоприятных условий для инвестиций и обеспечения сопровождения реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге. Принятая программа позволит снизить административные барьеры, сформировать благоприятную инвестиционную среду, повысить доступность информации, интересующую инвестора, повысить инвестиционный потенциал Санкт-Петербурга, создать механизм налогового и финансового стимулирования инвестиций, создать подготовленную для инвестиций инфраструктуру.Ожидаемые результаты Программы: - увеличение средней заработной платы;- увеличение количества рабочих мест;- рост объемов производства товаров (работ, услуг);- увеличение валового регионального продукта;- увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга.
Список используемой литературы:
1.http://ppt.ru/newstext.phtml?id=56538 - Постановление правительства Санкт-Петербурга
2. Иванов А.А. Инвестиции : учеб. пособие. – М. : Элит, 2009. – 108 с.
3. Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Ялмена. – М. : Проспект, 2010. – 440 с.
4. Данильчук О.В., Конотопов М.В. Инвестиции в современной России. – М.: Палеотип, 2009