Нормальная физиологияизучает «нормальный» организм, или, другими словами, физиологическую норму.
Нормальная, патологическая, клиническая физиология: различие понятий
Физиологическая функциякак предметнормальной физиологии
Если какая-либо сфера исследовательской деятельности человека претендует называться отдельной наукой, то она должна иметь собственный оригинальные предмет исследования и методы.
Предметом исследований нормальной физиологии является функцияи обеспечивающие эту функцию процессы[Мф22] .
Физиологическаяфункция — проявления жизнедеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное значение и направленные на достижение полезного результата для организма. [Мф23]
Термин функция – от латинского functio – деятельность.
Понятия «функция» и «физиологический процесс»
Следует различать понятия «функция» и «физиологический процесс». [Мф24]
Например, функцию образования мочи обеспечивают следующие процессы: клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и канальцевая секреция.
При различении понятий функция и процесс нужно исходить из того, что функцию определяют как отношение части к целому, при котором существование части (элемента) обеспечивает существование целого. Другими словами функция – это то, что делается для какой-то другой системы или организма в целом (очищение почками крови, организма от шлаков путём образования мочи), процессы - это то, как это делается внутри элемента системы (фильтрация, реабсорбция, секреция в почках).
Одну и ту же функцию могут обеспечивать разные процессы. Причем значение и роль этих процессов может меняться. Например, функцию поддержания температуры тела обеспечивают процессы мышечного сокращения, потоотделения, перераспределения кровотока.
Один и тот же процесс может обеспечивать разные функции. Например, процесс мышечного сокращения обеспечивает функцию движения и функцию поддержания температуры тела.
Следует признать, что часто понятия физиологический процесс и функция отождествляются.
Что такое нормальный организм?
Нормальный организм ‑это организм, находящийся в оптимальном функциональном состоянии для соответствующих условий жизнедеятельности.
При этом говорят, что показатели функционального состояния органов и систем «нормальны».
Понятие «нормы» достаточно сложно и трактуется по-разному. Мы разберем этот вопрос позднее, но самым нетерпеливым я могу посоветовать обратиться к учебнику.[V.G.25] [Мф26]
Патологическая физиологияизучает больной организм. Причём в центре внимания патологической физиологии находятся закономерности возникновения, развития и исхода болезни[Мф27] .
«…Одним словом, раз начинается болезнь — тут кончается область ведения нормальной физиологии, начинается физиология больного, патологического организма» В.В.Подвысоцкий [++375+C.7]. Однако следует помнить, что невозможно изучать патологическую физиологию, не освоив на достаточном уровне нормальную физиологию. В курсе нормальной физиологии традиционно включается ряд вопросов, которые бесспорно являются предметом патологической физиологии.
Клиническая физиология– раздел физиологии, изучающий роль и характер изменений физиологических процессов при предпатологических и патологических состояниях организма[Б28] . [Мф29]
Клиническая физиология как учебная дисциплина предназначена для «закрытия бреши», которая образовалась между фундаментальными предметами (нормальной и патологической физиологиями) и клиническими дисциплинами[Мф30] .
Целесообразность выделения клинической физиологии при существовании как науки патологической физиологии многими считается нецелесообразным. Вопрос ставится ребром: клиническая физиология - это выдумка или реальность? Отложим[Мф31] наше решение на то время, когда освоим нормальную и патологическую физиологии и на старших курсах перейдём к изучению клинической физиологии.