Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах представляет собой совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения
Подсистему обработки документов физических лиц осуществляет контроль уплаты налогов физическими лицами В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с нормативно-правовыми актами.
Подсистема документационной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов.
Подсистема анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий выполняет функции сбора данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контроля своевременности уплаты налогов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо по расчетам, выдачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т. д.
Подсистема камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Подсистема регистрации предприятий реализует функцию своевременного и полного учета налогоплательщиков.
Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ.
Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем [22]:
· регистрация предприятий;
· камеральная проверка;
· ведение лицевых карточек предприятий;
· анализ состояния предприятия;
· документационная проверка;
· ведение нормативно-правовой документации;
· внутриведомственные задачи;
· обработка документов физических лиц.
Подсистема внутриведомственных задач реализует задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и др. в отношении налогового органа как отдельной организационной структуры.
Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц».
Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест:
· АРМ «Инспектор»;
· АРМ «Администратор»;
· АРМ «Реестр физических лиц»;
· АРМ «Бухгалтер».
Информатизация налоговых органов позволяет:
· обеспечить экономию времени при выполнении сотрудниками налоговых служб своих функций;
· ликвидировать очереди в налоговых инспекциях;
· перейти к подаче деклараций в электронном виде и автоматизации налоговых расчетов с юридическими и физическими лицами;
· проводить централизованную обработку налоговых документов и т. д.