Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях —документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.

Информационная система обеспечена комплексом современных вычислительных средств и средств связи, программными средствами общего и прикладного назначения и построена по сетевому принципу.

Структура информационной системы налоговой службы является многоуровневой и состоит из функциональной и обеспечивающей части. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, использующих первичные документы и другую входную информацию для составления выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.

Информационное обеспечение включает набор документов, показателей, классификаторов, кодов, методов их применения, а также информационные массивы, организованные в базы и банки данных. Состав базы данных зависит от специфики каждого рабочего места. К профессиональным базам данных в налоговых органах относятся:

· Базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов и т.д.

· Базы оперативных данных по налоговым поступлениям.

· Базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм.

· Базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству и т.д.

Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы: законодательные и нормативные акты по налогообложению, инструктивные и методические материалы, общеправовые вопросы. Эффективное использование и совместимость баз данных обеспечивается СУБД.

Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.

Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются [22]:

· повышение эффективности функционирования системы налогообложения;

· повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;

· обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

· повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства;

· анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

· информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

· сокращение объема бумажного документооборота.

Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:

· государственного реестра налогоплательщиков;

· банковских счетов налогоплательщиков;

· сведений об участниках внешнеэкономической деятельности,

· объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;

· сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.

Создание подобной системы требует решения ряда проблем:

· создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам;

· создание баз данных;

· оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;

· разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы [22]:

· подготовка типовых отчетных форм;

· контрольная деятельность;

· методическая, ревизионная и правовая деятельность;

· аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы;

· решение внутриведомственных задач.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей, характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.