Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях —документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.
Информационная система обеспечена комплексом современных вычислительных средств и средств связи, программными средствами общего и прикладного назначения и построена по сетевому принципу.
Структура информационной системы налоговой службы является многоуровневой и состоит из функциональной и обеспечивающей части. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, использующих первичные документы и другую входную информацию для составления выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.
Информационное обеспечение включает набор документов, показателей, классификаторов, кодов, методов их применения, а также информационные массивы, организованные в базы и банки данных. Состав базы данных зависит от специфики каждого рабочего места. К профессиональным базам данных в налоговых органах относятся:
· Базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов и т.д.
· Базы оперативных данных по налоговым поступлениям.
· Базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм.
· Базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству и т.д.
Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы: законодательные и нормативные акты по налогообложению, инструктивные и методические материалы, общеправовые вопросы. Эффективное использование и совместимость баз данных обеспечивается СУБД.
Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.
Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются [22]:
· повышение эффективности функционирования системы налогообложения;
· повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;
· обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
· повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства;
· анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
· информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
· сокращение объема бумажного документооборота.
Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:
· государственного реестра налогоплательщиков;
· банковских счетов налогоплательщиков;
· сведений об участниках внешнеэкономической деятельности,
· объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;
· сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.
Создание подобной системы требует решения ряда проблем:
· создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам;
· создание баз данных;
· оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;
· разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.
Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы [22]:
· подготовка типовых отчетных форм;
· контрольная деятельность;
· методическая, ревизионная и правовая деятельность;
· аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы;
· решение внутриведомственных задач.
Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей, характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.