В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.
Рис. 5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса
В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 6.
Рис. 6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами
Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [22].
Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:
· учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т. д.);
· работа с отчетами распорядителей кредитов (ведомость списания кассовых расходов);
· накопление информации подчиненных субъектов;
· взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
· автоматизированная обработка электронных выписок из банка;
· автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности.
Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:
· работа с бюджетом и росписью бюджета;
· работа с реестром уведомлений;
· формирование уточненного плана и плана финансирования;
· формирование распоряжений на финансирование.
Отдел государственных расходов. Реализуются следующие функции:
· работа с планом доходов;
· изменение доходной части;
· проведение взаимозачетов;
· формирование прогнозов доходов и т.д.
Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.
Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение Бюджета», который позволяет решать следующие задачи [22]:
· осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств;
· прогнозировать динамику поступления средств с цель осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;
· проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет;
· осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;
· осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств;
· передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т. д.
Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи [22]:
· формирование налогового зачета;
· регистрация налогового зачета;
· проведение погашенных налоговых зачетов;
· формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.
В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.
АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 7).
Рис. 7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы»
Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:
· планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год;
· подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению;
· отслеживание выполнения бюджетных показателей;
· формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год.
Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления;
· бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет;
· формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация исполнения федерального бюджета;
· распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
· создание в среде АИС «Финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя.
Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению;
· информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг;
· информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношений с иностранными государствами и т. п.
Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности;
· автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов;
· автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины,
· выявления причин возможных отклонений.
Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи:
· автоматизация планирования финансовых показателей на следующий бюджетный период;
· автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства.
На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [22]:
· расчет вариантов проекта бюджета;
· учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета;
· свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;
· расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку;
· учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку;
· свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации;
· расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам;
· свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств;
· ведение реестра ценных бумаг;
· обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности;
· обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту;
· обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу;
· обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству;
· обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;
· свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;
· анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;
· учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам;
· ведение реестра владельцев крупных ценных бумаг;
· ведение реестра архивных дел;
· ведение реестра инвестиционных институтов.
На уровне территориальных финансовых органов реализуются [22]:
· автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»);
· автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»);
· формирование сводных годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;
· программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»;
· автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.
В рамках территориальных органов федерального казначейства:
· проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;
· реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета»;
· финансируются расходы федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства;
· реализуется автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК).
АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются:
· сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;
· повышение оперативности обработки информации;
· повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;
· повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами;
· повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета;
· углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета;
· оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.
Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [22].
В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ).
Принципы построения автоматизированной системы управления:
· интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;
· создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;
· обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета;
· переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.
Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [22]:
· планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;
· распределение расходной части бюджета МО;
· формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;
· управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;
· оперативное управление программами развития экономики на территории МО;
· расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО;
· регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;
· оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.