Понятие, сущность, причины проявления инфляции

Инфляция - устойчивая тенденция к повышению среднего (обще­го) уровня цен. Инфляция характеризуется:

• переполнением сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства;

• процессом обесценивания бумажных денег, проявляющемся в общем неуклонном росте цен на товары и услуги.

В условиях инфляции различные виды иен изменяются неравно­мерно:

• одни цены увеличиваются быстро;

• другие — медленно;

- третьи остаются без изменения.

Наиболее распространенным и официальным численным по­казателем инфляции является индекс потребительских цен который определяется как:

- отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду;

- или отношение цены потребительской корзины (определенно­го набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной по­требительской корзине в базисном году.

При определении индекса потребительских цен состав потре­бительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Предполагается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется.

 

Jпотр. цен = (Цена потреб, корзины в тек, году / Цена потреб, корзины

в баз. Году) * 100%

 

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные ха­рактеристики):

- нормальная (ползучая) – до 5% в год;

• умеренная, когда цены растут от 5 до 10% в год (стоимость денег практически сохраняется);

• галопирующая — рост цен от 10% и выше в год (деньги на­чинают ускоренно материализоваться в товары);

гиперинфляция— рост цен от 200% в год и более (в истории имели место случаи инфляции, превышавшей 1000% и более) — цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается бла­госостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Деньги фактически перестают быть платежным средством. Процветает бартер и натуральный обмен.

Принято считать, что остановить инфляцию можно:

• с помощью жестких фискальных мер;

• путем приостановления денежной эмиссии.

Данные меры напрямую сокращают инфляцию и уменьшают скорость обращения денег. Подобные решения исходят из то­го, что практически всегда гиперинфляцию вызывает кризис государственного бюджета, падение реальных доходов прави­тельства.

После того как инфляция достигает определенного уровня, она становится неконтролируемой и приводит к дальнейшему уве­личению бюджетного дефицита. Таким образом, возникая из-за бюджетного дефицита, гиперинфляция еще более его усу­губляет. При этом наблюдается тенденция уменьшения реаль­ных доходов государства от налогов. Происходят задержки в налоговых платежах.

С точки зрения второго критерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалан­сированности роста цен, — различают сбалансированную и не­сбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляиии цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной - они постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях, что мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

По третьему критерию (ожидаемость и предсказуемость ин­фляции) выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Ожидаемая инфляция прогнозируется (предсказывается) зара­нее.

Jпотреб. цен прошлого года

 

По форме проявления различают инфляцию 3 видов:

подавленная инфляция — цены не повышаются при резком рос­те неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен;

скрытая инфляция:

• снижается качество товаров и услуг при неизменном уров­не цен;

• официальная статистика не отражает роста уровня государ­ственных розничных цен из-за произвольно выбранной по­требительской корзины;

- инфляция захватывает и инвестиционную сферу — растет сметная стоимость основных производственных фондов.

открытая инфляция:

• рост уровня цен;

• падение покупательной способности денежной единицы; рост стоимости потребительской корзины.

Выделяются также формы инфляции с учетом места распро­странения:

• локальная, т. е. в границах одной страны;

мировая, когда инфляцией охвачена группа стран или все ми­ровое хозяйство.

 

«Правило величины 70»

Дает возможность количественно измерять инфляцию. Позволяет быстро подсчитывать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен.

Надо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.