Принцип постепенности

В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований (именно поэтому его иногда на­зывают или принципом прогрессирования, или принципом динамичности).

Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномер­ного развития умственных и физических способностей ребенка.

Реализация принципа осуществляется по двум взаимосвязанным на­правлениям:

1. Усложнение изучаемых действий.

2. Расширение состава изучаемых действий.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положитель­ным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки по­сильны для детей, не превышают функциональных возможностей организ­ма, соответствуют возрастным и половым индивидуальным способностям.

Непременными условиями являются также последовательность (т.е. преемственность и взаимосвязь упражнений), регулярность занятий и оп­тимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Необходимо подчеркнуть значение прочности приобретаемых навы­ков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.

Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособле­ния к нагрузкам. Отступление от этого условия приводит к ряду отрица­тельных последствий. Недостаточно закрепленные навыки легко разруша­ются под воздействием повышенных нагрузок, а также под влиянием ин­терференции (отрицательного переноса), которая часто возникает при пе­реходе к новым формам упражнений.

 

 

Рекомендуемая литература

3. Введение в теорию физической культуры: учеб пособие для ин-тов физ. культ./Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.6-26.

2. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.

3.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений/ Л.П. Матвеев. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003. – 160 с.

4.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений/ Л.П. Матвеев – Спб.: Изд-во «Лань»; М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004. – 160 с.

5.Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

6.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов– М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.

7.Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

 

Лекция №7. Закономерности обучения двигательным действиям

План лекции

1.Двигательные умения и навыки как результат обучения:

2.Перенос двигательных умений и навыков и его виды.

3.Предпосылки и структура процесса обучения.

4.Особенности этапа начального разучивания.

5.Особенности этапа углубленного разучивания.

6.Особенности этапа закрепления и совершенствования.