В России антимонопольный закон появился в процессе перестройки в 1991 году.

Основными положениями закона являются:

• запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее! положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

• запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки огра­ничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;

• подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовест­ной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведе­ния о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекла­ме качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирую­щие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конку­рентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

• контроль за деятельностью монополистов осуществляет Госу­дарственный комитет по антимонопольной политике.

 

По существу, демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перераспределением доходов или антиинфляционным регулированием. Задача государства вы­рисовывается довольно четко: предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и неконкурент­ные, определиться с зоной «естественного» монополизма и отладить меха­низмы его регулирования. Логическое обоснование следующее: если кон­куренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. В частности, регулирование должно гарантировать, что потреби­тели получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производ­ства, от снижения издержек на единицу продукции. Цель состоит в уста­новлении цены, равной средним валовым издержкам.

Ценовое регулирование продукции монополистов осуществляет­ся посредством установления твердых фиксированных цен, или так называ­емых предельных цен, на продукцию монополистов, т. е. максимального уровня, до которого монополист может повышать цену. Предприятиям-мо­нополистам могут также централизованно устанавливать нормативы изме­нения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определен­ную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.

Ценовое регулирование продукции монополистов блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рын­ка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За преде­лами сферы естественных монополий оно допустимо лишь там, где наблю­дается наиболее высокая степень монополизации рынка.

Результативность антимонопольной политики во многом зависит от правильного сочетания политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационных механизмов, обеспечивающих практи­ческое осуществление того и другого. Если в развитых странах такая триада действует уже давно, то в России она еще находится в стадии формирования.


Тема 12. Рынок труда. – 2 часа

 

Структура рабочей силы. Спрос на труд. Предложение труда. Заработная плата и распределение доходов. Монопсония на рынке труда. Бюджетные ограничения. Профсоюзы. Распределение доходов и социальная политика. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.