В России антимонопольный закон появился в процессе перестройки в 1991 году.
Основными положениями закона являются:
• запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее! положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
• запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;
• подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
• контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.
По существу, демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перераспределением доходов или антиинфляционным регулированием. Задача государства вырисовывается довольно четко: предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и неконкурентные, определиться с зоной «естественного» монополизма и отладить механизмы его регулирования. Логическое обоснование следующее: если конкуренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. В частности, регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, от снижения издержек на единицу продукции. Цель состоит в установлении цены, равной средним валовым издержкам.
Ценовое регулирование продукции монополистов осуществляется посредством установления твердых фиксированных цен, или так называемых предельных цен, на продукцию монополистов, т. е. максимального уровня, до которого монополист может повышать цену. Предприятиям-монополистам могут также централизованно устанавливать нормативы изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.
Ценовое регулирование продукции монополистов блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка.
Результативность антимонопольной политики во многом зависит от правильного сочетания политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационных механизмов, обеспечивающих практическое осуществление того и другого. Если в развитых странах такая триада действует уже давно, то в России она еще находится в стадии формирования.
Тема 12. Рынок труда. – 2 часа
Структура рабочей силы. Спрос на труд. Предложение труда. Заработная плата и распределение доходов. Монопсония на рынке труда. Бюджетные ограничения. Профсоюзы. Распределение доходов и социальная политика. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.