Антимонопольное регулирование

Из изложенного материала вы уже сделали вывод, что частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направле­на на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи кото­рого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, за­нимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централиза­ции капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, инте­ресов потребителей.

Антимонопольное законодательство - законода­тельство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольная политика - система государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Она проявляется двояко: как полити­ка демонополизации и как ценовое регулирование продукции монополистов.

Политика демонополизации предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предприни­мательских монополий; в-третьих, содействие конкуренции в монополизи­рованных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих пред­приятий других отраслей к производству монополизированных видов про­дукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизирован­ные рынки.

Средствами осуществления политики демонополизации явля­ются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки. Исходя из опыта развитых стран, российское государство ведет демонополизацию по двум основным направлениям. В рамках первого преследуется после­довательная либерализация рынков. А второе направление объединяет спо­собы воздействия на саму монополию.

Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотре­нии вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности"- только неразумное ограничение торговли (искусственный дефи­цит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.

Противодействие государства частным монополиям началось в США в 1890 году, после принятия Закона Шермана. Это был адми­нистративный документ, направленный против засилий частных монополий в экономике страны. Законом были запрещены сгово­ры, объединения, соглашения, направленные на ограничение сво­боды торговли. «Недобросовестные приемы», влекущие за собой устранение конкурентов, рассматривались как уголовное преступ­ление. На протяжении всего XX века проблема антимонопольного регулирования, активного вмешательства государства в экономику широко изучалась на всех континентах земного шара.

Закон Шермана1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью, закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.

Закон Клейтона1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливаю­щий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.

Закон Робинсона-Пэтмана1936 г. - федеральный антитрестовский акт, запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли: "ножницы цен", ценовую дискриминацию. Под ценовой дискриминацией понимается продажа одного и того же товара разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Закон Селлера-Кефоверапротив слияний 1950 г. запрещает одной фирме приобретать активы другой фирмы, если результатом является ослабление конкуренции.

Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах.