Антимонопольное регулирование
Из изложенного материала вы уже сделали вывод, что частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольная политика - система государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Она проявляется двояко: как политика демонополизации и как ценовое регулирование продукции монополистов.
Политика демонополизации предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки.
Средствами осуществления политики демонополизации являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки. Исходя из опыта развитых стран, российское государство ведет демонополизацию по двум основным направлениям. В рамках первого преследуется последовательная либерализация рынков. А второе направление объединяет способы воздействия на саму монополию.
Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности"- только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.
Противодействие государства частным монополиям началось в США в 1890 году, после принятия Закона Шермана. Это был административный документ, направленный против засилий частных монополий в экономике страны. Законом были запрещены сговоры, объединения, соглашения, направленные на ограничение свободы торговли. «Недобросовестные приемы», влекущие за собой устранение конкурентов, рассматривались как уголовное преступление. На протяжении всего XX века проблема антимонопольного регулирования, активного вмешательства государства в экономику широко изучалась на всех континентах земного шара.
Закон Шермана1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью, закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.
Закон Клейтона1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.
Закон Робинсона-Пэтмана1936 г. - федеральный антитрестовский акт, запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли: "ножницы цен", ценовую дискриминацию. Под ценовой дискриминацией понимается продажа одного и того же товара разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.
Закон Селлера-Кефоверапротив слияний 1950 г. запрещает одной фирме приобретать активы другой фирмы, если результатом является ослабление конкуренции.
Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах.