Виды конкуренции на рынке

 

Покупатели Косвенная конкуренция покупателей
Обмениваемое благо Прямая конкуренция покупателя и продавца
Продавцы Косвенная конкуренция продавцов

 

Однако чем выше специализация, тем больше зависимость от рыночной конъюнктуры, меньше возможностей хозяйственного маневра.

Обмен представляет собой условие перехода в новое качество культуры хозяйствования, прежде всего культуры принятия решений. Лишь вступая в отношения обмена с другими агентами, человек начинает осознанно, самокритично подходить к собственному хо­зяйствованию.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить; на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция — один из древних рыночных методов, который предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. И то, и другое не всегда возможно для каждой фирмы.

Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу между собой, могут на короткое время снизить цены на свою продукцию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Не все фирмы могут себе позволить сократить, а тем; более отказаться от прибыли. Они вынуждены прекратить произ­водство данного товара и вложить имеющиеся капиталы в создание нового для себя продукта. Фирма, затеявшая ценовые игры, расши­ряет свое производство, захватывает большую часть сегмента этого товара и пытается диктовать потребителю свои условия и цены. Та­кой метод борьбы вытеснения конкурирующих фирм с рынка в на­уке получил название «ценовые войны».

Этот вид конкуренции довольно часто встречается на продо­вольственном рынке, рынке предметов домашнего обихода и элек­троники. В ценовую конкуренцию вовлечены многие магазины продовольственных товаров, косметики и т. д.

В последней четверти XX века интерес к ценовым войнам воз­рос. Причина этого явления в быстром развитии науки и техники, появлении высоких технологий, позволяющих более рационально использовать ресурсы и, как следствие, снижать себестоимость про­дукции и цены.

Неценовая конкуренция в условиях современного рынка зани­мает одно из ведущих мест в деятельности фирм.

Сюда относятся такие проблемы, как качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ре­монт, доставка, установка, возможность обменять и сдать товар, подарки, быстро оформленный кредит и т. д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли.

Реклама — это информация потребителю о товаре, его ценах, возможностях. Реклама расширяет спрос и способствует уменьше­нию эластичности по цене.

В экономической теории выделяются совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция, которая подразделяется на монополию (чистую), олигополию, монополистическую конкурен­цию.