Виды конкуренции на рынке
Покупатели | Косвенная конкуренция покупателей |
Обмениваемое благо | Прямая конкуренция покупателя и продавца |
Продавцы | Косвенная конкуренция продавцов |
Однако чем выше специализация, тем больше зависимость от рыночной конъюнктуры, меньше возможностей хозяйственного маневра.
Обмен представляет собой условие перехода в новое качество культуры хозяйствования, прежде всего культуры принятия решений. Лишь вступая в отношения обмена с другими агентами, человек начинает осознанно, самокритично подходить к собственному хозяйствованию.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить; на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция — один из древних рыночных методов, который предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. И то, и другое не всегда возможно для каждой фирмы.
Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу между собой, могут на короткое время снизить цены на свою продукцию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Не все фирмы могут себе позволить сократить, а тем; более отказаться от прибыли. Они вынуждены прекратить производство данного товара и вложить имеющиеся капиталы в создание нового для себя продукта. Фирма, затеявшая ценовые игры, расширяет свое производство, захватывает большую часть сегмента этого товара и пытается диктовать потребителю свои условия и цены. Такой метод борьбы вытеснения конкурирующих фирм с рынка в науке получил название «ценовые войны».
Этот вид конкуренции довольно часто встречается на продовольственном рынке, рынке предметов домашнего обихода и электроники. В ценовую конкуренцию вовлечены многие магазины продовольственных товаров, косметики и т. д.
В последней четверти XX века интерес к ценовым войнам возрос. Причина этого явления в быстром развитии науки и техники, появлении высоких технологий, позволяющих более рационально использовать ресурсы и, как следствие, снижать себестоимость продукции и цены.
Неценовая конкуренция в условиях современного рынка занимает одно из ведущих мест в деятельности фирм.
Сюда относятся такие проблемы, как качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ремонт, доставка, установка, возможность обменять и сдать товар, подарки, быстро оформленный кредит и т. д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли.
Реклама — это информация потребителю о товаре, его ценах, возможностях. Реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности по цене.
В экономической теории выделяются совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция, которая подразделяется на монополию (чистую), олигополию, монополистическую конкуренцию.