Конкуренция и ее виды (прямая и косвенная)
Учебник Слагода стр.78-85, стр. 110-119
Конкуренция лежит в основе функционировании современной рыночной экономики.
Если на экономику посмотреть со стороны множества целей и средств их достижения, то можно говорить о конкуренции целей и средств. Конкуренция представляет собой возможность для чего-либо быть выбранным или отвергнутым из-за предпочтения другого. Если одно средство может быть использовано для достижения разных взаимоисключающих целей, то существует конкуренция целей использования блага, выступающего в качестве средства. Если существуют разные средства достижения одной цели, также взаимоисключающие, то существует конкуренция средств. Например, мешок зерна может выступать как цель (в земледелии) и как средство достижения цели (при производстве спирта).
Обычно, когда экономический агент рассматривается в качестве покупателя (потребителя), мы имеем дело с конкуренцией целей: одна и та же сумма денег может быть использована для покупки самых разных наборов благ. Когда агент рассматривается в роли продавца (производителя), мы имеем дело с конкуренцией средств: один и тот же объем блага может быть произведен с использованием разных комбинаций ресурсов.
Если есть выбор - неважно, целей или средств, - то для рационального человека есть и смысл (цель) самого выбора: наилучшее решение. Обычно считается, что при конкуренции целей выбирается та, которая дает наилучший (максимальный) результат при данных средствах, приносит наибольшую пользу лицу, принимающему решение, либо тому, в чьих интересах оно действует. Соответственно при конкуренции средств выбирается вариант, минимизирующий средства достижения поставленной цели, желаемого результата. Эта двойственность понимания рационального выбора - либо целей, либо средств - проявляется и в экономической теории.
На практике могут иметь место взаимоисключающие цели - цели, которые противоречат друг другу и не могут быть достигнуты одновременно.
Конкуренция различных целей (или средств) - основа принятия любого решения - дополняется конкуренцией экономических агентов, которыми могут быть не только люди, но и организации.
Когда альтернативные цели сравнивают между собой один и тот же человек, он начинает осознавать границы реализации имеющихся желаний, или неизбежность «жертв». Происходит это тогда, когда в процессе взаимодействия - переговоров об условиях сделки - агентам не удается договориться о взаимоприемлемых условиях ее заключения. Независимо от результатов переговоров об обмене благами само участие в них позволяет каждому агенту получить объективную оценку собственных притязаний со стороны других таких же агентов.
Наряду с прямой оценкой притязаний каждого агента со стороны его непосредственных партнеров по сделке, реальной или не состоявшейся, существует и косвеннаяоценка. Косвенной оценкой являются притязания агентов, готовых включиться в переговоры. Например, для продавца яблок на рынке покупатели яблок дают прямую оценку его ценовых притязаний, а другие продавцы яблок - косвенную оценку. Если у других продавцов цена ниже, то в условиях свободной конкуренции он вынужден или принимать их цену, или уходить с рынка. Если у других продавцов цена выше, то проблемы с продажей товара появятся уже у них. Если других продавцов нет, то нет и косвенной конкуренции. Но остается прямая конкуренция, при которой потенциальные покупатели стоят перед выбором: покупать благо или произвести его самим.
То же самое можно сказать и о конкуренции покупателей. Она также может быть прямой и косвенной.
Соотношение прямой и косвенной конкуренции при обмене отдельных видов благ (см. таблицу) обычно рассматривается как показатель развитости рыночной инфраструктуры. В нормальной рыночной экономике преобладает косвенная конкуренция. В переходных условиях велика роль прямой конкуренции.
Главный результат конкуренции между людьми, предприятиями постепенная специализация каждого из производителей на том, что у него получается относительно лучше, чем у других производителей, и потому может продаваться по более низкой цене, чем предлагают конкуренты.