Теории потребления по Веблену
Теория рациональных ожиданий
Менее ценные блага. Парадокс Гиффена
(повышающаяся кривая спроса)
Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена блага растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Именно он вносит основной вклад в понижающийся наклон кривой спроса. Эффект дохода может иметь разные направления при изменении цены.
Если направление эффекта дохода совпадает с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными. Предметы роскоши, т. е. блага, спрос на которые растет быстрее, чем доход, представляют собой частный случай таких благ.
Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения, противоположно ему, то такие товары называются менее ценными благами. Теоретически при этом возможна ситуация, когда эффект дохода перекрывает эффект замещения. Это значит, что кривая спроса имеет положительный наклон (позитивная кривая спроса) вопреки «закону спроса» и здравому смыслу. Такие теоретически возможные товары называются благами Гиффена.
Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837—1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.
Если потребитель знает (ждет), что определенный товар подорожает, например автомобили, то он старается приобрести этот товар как можно быстрее.
Если потребитель знает (ждет), что определенный товар подешевеет(например компьютер),то он отложит покупку на будущее (системы скидок, распродажи).
Ожидания сильного подорожания товара может вызвать потребительский бум. Например, солевой бум в Росси в 2006 году. Ожидания значительного подорожания соли увеличили спрос на соль в несколько раз, у потребителей накопились запасы соли.
1. «Теория праздного класса» - чем дороже товар, тем больше на него спрос («праздный класс» - богатые люди которые не работают, живут на наследство или доходы других людей).
2. «Эффект клуба»– эффект подражания (правила потребления своего круга).
3. «Эффект сноба» - престижная дороговизна. У сноба тем меньше спрос, чем выше он у других людей.
4. «Эффект повального увлечения» - следование моде.
«Эффект футбольного поля» - бизнесмены – игроки, остальные ведут себя согласно своему классу. Богатые – занимают 1 ряд на футбольном поле, как зрители, бедные занимают последние ряды.