Излишки потребителя и производителя

Равновесие потребителя

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ - состояние потребителя, при котором он покупает товары и услуги при данных ценах и денежном доходе в таких объемах, что достигает максимальной общей полезности и расходует при этом весь доход.

У потребителя отсутствуют стимулы к изменению своего положения.

В точке равновесия наклон бюджетной линии совпадает с наклоном кривой безразличия.

 

Рис. Потребительское равновесие

Потребители покупают товары, потому что покупки делают их жизнь лучше. Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем станут жить отдельные люди после совершения той или иной покупки. Так как различные потребители оценивают потребление различных товаров по- разному, максимальный уро­вень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается. Потребительский излишек представляет собой макси­мальную цену, которую потребитель товара готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара, точнее, потреби­тельский излишек является разницей между ценой, которую по­требитель готов заплатить за товар, и той, которую он действи­тельно платит при покупке.

Потребительский излишек имеет важное значение в экономике. При сложении многих отдельных излишков совокупный потребитель­ский излишек измеряет совокупную выгоду на рынке. Когда мы со­единяем потребительский излишек с совокупными прибылями, полу­чаемыми производителями, мы можем оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур и общественной политики, которые изменяют поведение потребителей и фирм на таких рынках.

Излишек производителя представляет собой аналогичный пока­затель для производителя. Фирмы получают излишек для произво­дителей по каждой продаваемой ими единице товара по цене, пре­вышающей предельные издержки производства данной единицы.

Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства.

Определение излишка для потребителей и производителей пока­зывает, почему совершенно конкурентное равновесие является эф­фективным. Любое отклонение от него ухудшает положение и поку­пателей, и продавцов. Если объем выпуска ниже уровня конкурентного равновесия, то товара производится недостаточно, и имеет место чистый выигрыш для производителей и потребителей, если этот то­вар производится в большем количестве. Если объем выпуска выше уровня равновесия, то сокращение выпуска увеличит сумму излишка для потребителей и для производителей, обусловливая, т.о., чистый выигрыш для общества в целом.