Лекция 21. Характеристика системы физического воспитания в Республике Беларусь

План лекции

  1. Исторический характер возникновения физического воспитания.
  2. Понятие: система физического воспитания. Основы функционирования системы физического воспитания.
  3. Цель, задачи физического воспитания. Общие принципы физического воспитания
  4. Концептуальные основы совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в Республике Беларусь

1. Исторический характер возникновения физического воспитания

 

Физическая культура - явление исторически обусловленное. Ее возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры ( по тексту идет ссылка на работы ведущих ученых Столярова В.И., Пономарева Н.И).

Физическая культура как составная часть общей культуры человека в условиях первобытного строя возникла на основе трудовой деятельности. Ее отличала тесная связь с трудом и бытом, доступность для всех членов рода. Охота и другие жизненно важные занятия требовали от человека необходимого уровня развития двигательных умений и навыков.

Развитие мышления у первобытного человека в условиях первобытного строя явилось субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе. Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имели географическое расположение и климатические условия, в которых жили люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи; у жителей, обитавших на берегах водоемов, широко практиковались гребля, плавание; у кочевых народов развивалась верховая езда.

В процессе появления орудий труда и оружия, новых форм ведения хозяйства появлялись новые физические упражнения и игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности. Большую роль в формировании системы физического воспитания играла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию под­готовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

Это привело к появлению различий в воспитании мальчиков и девочек. Физические упражнения и игры становятся важным средством воспитания молодежи.

Выделение военной и родовой аристократии; обеспечение ее более совершенным оружием; наличие у знати большого количества свободного времени и игнорирование ею физического труда привело к разделению физического воспитания по сословно-классовому признаку. Утратив свою однородность, физическое воспитание распалось на два направления: господствующего класса и народных масс.

В рабовладельческий период наибольшее распространение физическая культура и спорт получили в странах Древнего Востока и в античных государствах Греции и Рима. В этих странах создаются свои системы физического воспитания, появляются специальные школы, строятся спортивные площадки, устраиваются состязания. В это же время зарождаются древние олимпийские игры.

 

С разложением рабовладельческого общества изменяется порожденная этим обществом культура и ее составная часть - физическая культура.

История физической культуры средних веков в своем развитии проходит три этапа: раннего, развитого и позднего средневековья, совпадающих в основном с этапами феодальной общественно-экономической формации. В период раннего и развитого феодализма оформилась (главным образом в странах Европы) система военно-физической подготовки рыцарей, основные черты которой - военная направленность и классовый характер. Народные массы имели большие по сравнению с рабовладельческим обществом, возможности для занятий физическими упражнениями и играми.

В период позднего феодализма появляется буржуазная культура и ее составная часть - физическая культура и спорт.

В первый период новой истории утверждаются новые взгляды на физическую культуру. Возникают два направления в использовании средств, форм и методов: гимнастическое (главным образом в странах континентальной Европы) и спортивно-игровое (в англо-саксонских странах и других регионах мира). Наблюдается подразделение различных видов физических упражнений на гимнастику, игры и туризм.

Во втором периоде новой истории от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции наблюдается обострение борьбы, между буржуазией и рабочим классом, что привело к образованию двух противоположных направлений в спортивно-гимнастическом движении: рабочего и буржуазного.

Перед рабочим спортивно-гимнастическим движением стояла задача физической подготовки рабочих масс к классовой борьбе. В деятельности буржуазного спортивно-гимнастического движения просматривалась тенденция к использованию спорта, гимнастики и игр в целях отвлечения народных масс от классовой борьбы.

Появляются новые формы спортивно-гимнастического движения, связанные с национально-освободительным движением. Создаются специальные системы физи­ческого воспитания, направленные на военно-физическую подготовку и воспитание.

Главной особенностью развития физической культуры и спорта между Первой и Второй мировыми войнами явилось образование двух различных направ­лений: социалистического и буржуазного.

Советское физкультурное движение было доступно всем слоям населения. Большое влияние на развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения оказали итоги первой мировой войны. Побежденные страны (Германия и ее союзники) готовили население к новым завоеваниям. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили военную направленность спорта. Во всех странах шла организационная перестройка спортивно-физкультурного движения. В годы второй мировой войны рабочие спортсмены многих стран Европы сражались против фашистской Германии на фронтах войны и в отрядах сопротивления фашизму.

После Второй мировой войны в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, ГДР, Румынии, Китае, Корее, Вьетнаме, Кубе и других странах физкультурные организации в своей деятельности опирались на традиции и опыт советской системы физического воспитания.

В настоящее время высшим достижением в развитии физической культуры в современном мире является олимпийское движение, основанное на общечеловеческих, культурных и гуманистических ценностях спорта.

 

2. Понятие: система физического воспитания. Основы функционирования системы физического воспитания

Система физического воспитания – это исторически сложившийся тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здо­рового образа жизни.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет со­бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Целью отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся, реализации возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепления и многолетнего сохранения здоровья, подготовки на этой основе членов общества к общественно значимым видам дея­тельности.

Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее научно-теоретической основой являются знания естественных (анатомии, физиологии, биохимии и др.), общественных (фило­софии, социологии и др.), педагогических (психологии, педаго­гики и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и мето­дика физической культуры» разрабатывает и обосновывает наи­более общие закономерности физкультурно-спортивного совершенствования.

Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы, реализующие главные цели и первостепенные задачи физического воспитания населения, содержат науч­но обоснованные средства физического воспитания, ком­плексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здо­ровья) и условиям основной деятельности участников физкуль­турного движения (учеба, работа на производстве, служба в ар­мии).

Организационные основы. Организационную структуру систе­мы физического воспитания составляют государственные и обще­ственно-самодеятельные формы организации, руководства и уп­равления. По государственной линии предусматриваются систематичес­кие обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях (ССУЗах и ВУЗах), армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государ­ственным программам, в отведенное для этого часы в соответ­ствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечива­ют Министерство образования Республики Беларусь, городские управления образования.

- По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физкультурно-спортивном совершенствовании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и ре­ального наличия свободного времени. Организационная структура спорта пред­ставлена: коллективами, клубами физической культуры и спорта, осуществляющими ра­боту с детьми, подрост­ками и молодежью на самодеятельной и профессио­нальной основе в образовательных уч­реждениях, в обще­ствен­ных организациях и по месту жительства детей, подростков и молодежи; детско-юношескими клубами физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношескими спор­тивными школами (ДЮСШ), специализированными детско-юно­шескими шко­лами олимпийского резерва (СДЮШОР), училищами олимпийского резерва (УОР), школами высшего спортивного мастерства (ШВСМ), другими уч­реждениями физкультурно-спортивной направленности, в том числе организацион­ными центрами под­готовки вы­сококвалифициро­ванных спортсменов (ЦОП), находящихся в ведении государственных, общественных и иных физкультурно-спортивных организаций. Контроль и управление этой отраслью спорта осуществляется в рамках деятельности Национального Олимпийского Комитета (НОК), Федераций по видам спорта, добровольных спортивных обществ (ДСО).

Физкультурное движениесоциальное течение, в русле кото­рого развертывается совместная деятельность людей по использо­ванию и приумножению ценностей физической культуры. Осознанно возраста­ющая у человечества потребность активнее использовать ценности физической культуры, прежде всего в интересах здоровья, обусловила и развертывание соответствующего междуна­родного движения в глобальных масштабах. В качестве его услов­ного наименования начал фигурировать термин «спорт для всех». Например в России спортом занимается всего 8-10% насе­ления, в то время как в США – 40%, в Германии – 60%. Особенно беспокоит низкая вовлеченность в занятия физиче­ской культурой и спортом женщин. Из общего числа россиянок лишь 5% занимается фи­зической культурой и спор­том. Физкультурно-спортивная активность населения на­шей страны на сегодняшний день выражена в следующих формах и цифрах: активная включенность в физкультурно-спортивную дея­тельность составляет – примерно 10%; эпизодические физкуль­турно-спортивные занятия – примерно 30% населения; пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщики, болельщики-фанаты) – около 30%; безразличие к спорту – примерно 20-30% населения не воспринимает спорт как необходимое социаль­ное явление.

Современный спорт сильно диффе­ренцировался. В нем выделились «мас­совый спорт» и «спорт высших достижений». Точнее было бы сказать, – «общедоступный, или ординарный, спорт» и «спорт высших достижений». Первый у нас в стра­не не так давно был действительно массовым. Од­нако в последние годы его массо­вость, увы, стала проблематичной. Второй по числу фактически при­частных к нему спортсменов отнюдь не «большой»: в спортивно развитых странах мира он охватывает всего лишь малую долю од­ного (0,2%) процента от об­щего числа приобщенных к спорту.

Спортивная деятельность в рамках обще­доступного спорта ориентирована на достижение каждым не­обходи­мого уровня физического и психиче­ского развития, общей дееспособности и здоровья. Она организуется так, чтобы не мешать учебной, производственной деятель­ности боль­шими затратами времени и сил на спортивные заня­тия (обычно не более 6-10 часов в неделю). В сфере обще­доступного спорта различают: 1) базовый спорт (школьный, студенческий, профессионально-прикладной, военно-прикладной – спорт пожарных, автоводителей и т.п.); 2) физ­культурно-кондиционный спорт в общем образе жизни различных контингентов населения (армреслинг, гиревой спорт, спортивные танцы, спортивная аэробика и т.п.); 3) адаптивный спорт, оздоровительно-реабилитационный спорт; 4) оздоровитель­но-рекреативный спорт. Ясно, что применительно к массе школьников ос­новным, вполне оправданным типом спортивных за­нятий нужно считать об­щедоступный спорт в его базо­вых рамках. При этом не столь уж важно в принципе, каким конкретно будет уровень спортивных результатов. Субъективная установка на дос­тижение их не исключается, но нормируется в пределах массовых квалификационных разрядов. В школе вполне прием­лемы, конечно, и спортивные способы оздоровитель­ной рекреации (во внеучебное время), а для контин­гента школьников, имеющих морфофункцио­нальные отклонения, – и спортивные способы оздоровитель­ной реабилитации. Несомненно и то, что строго опре­деленную, сравни­тельно небольшую часть юных спорт­сменов целесообразно ориен­тировать на продвижение по этапам долгого пути, ведущего к высо­там спорта, однако при условии, если есть обоснованная уверен­ность в их спортивной одаренности.

В спорте высших до­стижений спортивная деятельность становится главной, занимает доминирующее место в образе жизни спортсмена, фактически обретает черты профессиональной дея­тельности. Этого объек­тивно требуют закономерности достижения высших результатов в современном спорте. Издавна в нем различали так называемый лю­бительский и профессиональный спорт. Однако та­кое разграничение теряло свой смысл по мере того, как первый (любительский) профессионализировал­ся, что особенно активно начало происходить при­мерно с середины XX века. В спорте высших достижений следует различать супердостиженческий спорт, профессионали­зированный (в том смысле, что он на многие годы является основ­ной формой жизнедея­тельности спортсмена, но, по сути, не подчи­нен ком­мерции), и профессионально-коммерческий спорт, который в основном представляет собой отрасль зрелищного бизнеса, вы­росшую на почве спорта (к профессионально-коммерческому спорту можно от­нести, например, североамериканский хоккей НХЛ, японское сумо, в США – баскетбол НБА, американский футбол, бейс­бол, бокс).

3. Цель, задачи физического воспитания. Общие принципы физического воспитания

Физическое воспитание является открытой системой . Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек рассматривается как высшая ценность общества и государства. Физическое воспитание , вводя человека в мир физической культуры, должно соответствовать этой конституционной норме. Для этого процесс вхождения человека в мир физической культуры должен являться не только процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности и усвоения культуры в вербальной форме. Он должен стать процессом формирования физической культуры личности.

Формирование физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся прежде всего интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность.

Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания , способ его реализации, система предъявляемых учебных и социальных требовании, ценностные ориентации и др.

Содержание физического воспитания должно быть доступным и актуальным для личности. Оно должно формироваться с учетом возрастно-половых особенностей, быть ориентированным на доминантные в данном возрасте потребности, учитывать психофизические, интеллектуальные и другие возможности занимающихся. В системе профессионального и высшего образования должны учитываться требования, предъявляемые профессией к физической культуре личности. Они находят свое отражение в содержании профессионально-прикладной физической подготовки – системы знаний, методических и двигательных умений и навыков, психофизических качеств и координационных возможностей, необходимых для успешного овладения профессией и для будущей профессиональной деятельности.

Формирование физической культуры личности тесно связано с гуманистическими ценностями, обеспечивающими укрепление здоровья, сохранение и продление жизни человека.

 

При условии направленности цели физического воспитания на овладение гуманистическими жизненно важными для индивида ценностями цель становится для него не только системообразующим, но и смыслообразующим фактором, мотивирующим деятельность. Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования и поддержания здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.

Это позволяет определить в качестве цели физического воспитания формирование физической культуры личности. Достигается цель в результате решения специфических и общепедагогических воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания .

Специфические воспитательно-образовательные задами направлены на формирование устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания, обучение физкультурным знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей и воспитание на этой основе физических качеств, включение в активную физкультурную или спортивную деятельность.

Общепедагогические воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к физическому воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения.

Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту, в экологически неблагоприятных условиях. К прикладным задачам относится формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, подготовка юношей (учащихся и студентов) физически и психологически к службе в вооруженных формированиях,.созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь , подготовка к трудовой деятельности, семейной жизни. Важными прикладными задачами физического воспитания являются обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся ПТУ, средних и высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности.

В формировании физической культуры личности могут быть выделены пять этапов:

– начального практического приобщения к физической культуре (до 6 — 7 лет);

– начальной сформированноссти физической культуры личности (6 — 10 лет);

– базовой сформированности физической культуры личности (11-16 лет);

– углубленной сформированности физической культуры личности (17 — 19 лет);

– творческой сформированности физической культуры личности (19 — 23 года).

Каждому этапу присущи содержательные характеристики физической культуры личности.

Содержание и методика физического воспитания разрабатываются и используются с учетом состояния здоровья, половых различий, индивидуальных особенностей развития в онтогенезе психофизических качеств, свойств психики, комплекса морфофункциональных показателей. Важными ориентирами при разработке содержания и методики физического воспитания являются периоды ускорения и замедления физического развития, сенситивные периоды физической подготовленности, критические периоды психического развития. Такие свойства физических упражнений, как полиструктурность и полифункциональность, позволяют достигать различными путями один и тот же результат развития функциональных возможностей. Это является основанием для использования широкого круга средств в процессе физического воспитания.

Избирательность воздействия и компенсаторные возможности физического воспитания позволяют использовать его с целью адаптации инвалидов к обычным условиям жизни.