Лекция 21. Характеристика системы физического воспитания в Республике Беларусь
План лекции
- Исторический характер возникновения физического воспитания.
- Понятие: система физического воспитания. Основы функционирования системы физического воспитания.
- Цель, задачи физического воспитания. Общие принципы физического воспитания
- Концептуальные основы совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в Республике Беларусь
1. Исторический характер возникновения физического воспитания
Физическая культура - явление исторически обусловленное. Ее возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры ( по тексту идет ссылка на работы ведущих ученых Столярова В.И., Пономарева Н.И).
Физическая культура как составная часть общей культуры человека в условиях первобытного строя возникла на основе трудовой деятельности. Ее отличала тесная связь с трудом и бытом, доступность для всех членов рода. Охота и другие жизненно важные занятия требовали от человека необходимого уровня развития двигательных умений и навыков.
Развитие мышления у первобытного человека в условиях первобытного строя явилось субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе. Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имели географическое расположение и климатические условия, в которых жили люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи; у жителей, обитавших на берегах водоемов, широко практиковались гребля, плавание; у кочевых народов развивалась верховая езда.
В процессе появления орудий труда и оружия, новых форм ведения хозяйства появлялись новые физические упражнения и игры.
Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности. Большую роль в формировании системы физического воспитания играла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.
Это привело к появлению различий в воспитании мальчиков и девочек. Физические упражнения и игры становятся важным средством воспитания молодежи.
Выделение военной и родовой аристократии; обеспечение ее более совершенным оружием; наличие у знати большого количества свободного времени и игнорирование ею физического труда привело к разделению физического воспитания по сословно-классовому признаку. Утратив свою однородность, физическое воспитание распалось на два направления: господствующего класса и народных масс.
В рабовладельческий период наибольшее распространение физическая культура и спорт получили в странах Древнего Востока и в античных государствах Греции и Рима. В этих странах создаются свои системы физического воспитания, появляются специальные школы, строятся спортивные площадки, устраиваются состязания. В это же время зарождаются древние олимпийские игры.
С разложением рабовладельческого общества изменяется порожденная этим обществом культура и ее составная часть - физическая культура.
История физической культуры средних веков в своем развитии проходит три этапа: раннего, развитого и позднего средневековья, совпадающих в основном с этапами феодальной общественно-экономической формации. В период раннего и развитого феодализма оформилась (главным образом в странах Европы) система военно-физической подготовки рыцарей, основные черты которой - военная направленность и классовый характер. Народные массы имели большие по сравнению с рабовладельческим обществом, возможности для занятий физическими упражнениями и играми.
В период позднего феодализма появляется буржуазная культура и ее составная часть - физическая культура и спорт.
В первый период новой истории утверждаются новые взгляды на физическую культуру. Возникают два направления в использовании средств, форм и методов: гимнастическое (главным образом в странах континентальной Европы) и спортивно-игровое (в англо-саксонских странах и других регионах мира). Наблюдается подразделение различных видов физических упражнений на гимнастику, игры и туризм.
Во втором периоде новой истории от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции наблюдается обострение борьбы, между буржуазией и рабочим классом, что привело к образованию двух противоположных направлений в спортивно-гимнастическом движении: рабочего и буржуазного.
Перед рабочим спортивно-гимнастическим движением стояла задача физической подготовки рабочих масс к классовой борьбе. В деятельности буржуазного спортивно-гимнастического движения просматривалась тенденция к использованию спорта, гимнастики и игр в целях отвлечения народных масс от классовой борьбы.
Появляются новые формы спортивно-гимнастического движения, связанные с национально-освободительным движением. Создаются специальные системы физического воспитания, направленные на военно-физическую подготовку и воспитание.
Главной особенностью развития физической культуры и спорта между Первой и Второй мировыми войнами явилось образование двух различных направлений: социалистического и буржуазного.
Советское физкультурное движение было доступно всем слоям населения. Большое влияние на развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения оказали итоги первой мировой войны. Побежденные страны (Германия и ее союзники) готовили население к новым завоеваниям. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили военную направленность спорта. Во всех странах шла организационная перестройка спортивно-физкультурного движения. В годы второй мировой войны рабочие спортсмены многих стран Европы сражались против фашистской Германии на фронтах войны и в отрядах сопротивления фашизму.
После Второй мировой войны в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, ГДР, Румынии, Китае, Корее, Вьетнаме, Кубе и других странах физкультурные организации в своей деятельности опирались на традиции и опыт советской системы физического воспитания.
В настоящее время высшим достижением в развитии физической культуры в современном мире является олимпийское движение, основанное на общечеловеческих, культурных и гуманистических ценностях спорта.
2. Понятие: система физического воспитания. Основы функционирования системы физического воспитания
Система физического воспитания – это исторически сложившийся тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Целью отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся, реализации возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепления и многолетнего сохранения здоровья, подготовки на этой основе членов общества к общественно значимым видам деятельности.
Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее научно-теоретической основой являются знания естественных (анатомии, физиологии, биохимии и др.), общественных (философии, социологии и др.), педагогических (психологии, педагогики и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физической культуры» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физкультурно-спортивного совершенствования.Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы, реализующие главные цели и первостепенные задачи физического воспитания населения, содержат научно обоснованные средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии).
Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях (ССУЗах и ВУЗах), армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство образования Республики Беларусь, городские управления образования.
- По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физкультурно-спортивном совершенствовании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. Организационная структура спорта представлена: коллективами, клубами физической культуры и спорта, осуществляющими работу с детьми, подростками и молодежью на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, в общественных организациях и по месту жительства детей, подростков и молодежи; детско-юношескими клубами физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), специализированными детско-юношескими школами олимпийского резерва (СДЮШОР), училищами олимпийского резерва (УОР), школами высшего спортивного мастерства (ШВСМ), другими учреждениями физкультурно-спортивной направленности, в том числе организационными центрами подготовки высококвалифицированных спортсменов (ЦОП), находящихся в ведении государственных, общественных и иных физкультурно-спортивных организаций. Контроль и управление этой отраслью спорта осуществляется в рамках деятельности Национального Олимпийского Комитета (НОК), Федераций по видам спорта, добровольных спортивных обществ (ДСО).
Физкультурное движение – социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры. Осознанно возрастающая у человечества потребность активнее использовать ценности физической культуры, прежде всего в интересах здоровья, обусловила и развертывание соответствующего международного движения в глобальных масштабах. В качестве его условного наименования начал фигурировать термин «спорт для всех». Например в России спортом занимается всего 8-10% населения, в то время как в США – 40%, в Германии – 60%. Особенно беспокоит низкая вовлеченность в занятия физической культурой и спортом женщин. Из общего числа россиянок лишь 5% занимается физической культурой и спортом. Физкультурно-спортивная активность населения нашей страны на сегодняшний день выражена в следующих формах и цифрах: активная включенность в физкультурно-спортивную деятельность составляет – примерно 10%; эпизодические физкультурно-спортивные занятия – примерно 30% населения; пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщики, болельщики-фанаты) – около 30%; безразличие к спорту – примерно 20-30% населения не воспринимает спорт как необходимое социальное явление.
Современный спорт сильно дифференцировался. В нем выделились «массовый спорт» и «спорт высших достижений». Точнее было бы сказать, – «общедоступный, или ординарный, спорт» и «спорт высших достижений». Первый у нас в стране не так давно был действительно массовым. Однако в последние годы его массовость, увы, стала проблематичной. Второй по числу фактически причастных к нему спортсменов отнюдь не «большой»: в спортивно развитых странах мира он охватывает всего лишь малую долю одного (0,2%) процента от общего числа приобщенных к спорту.
Спортивная деятельность в рамках общедоступного спорта ориентирована на достижение каждым необходимого уровня физического и психического развития, общей дееспособности и здоровья. Она организуется так, чтобы не мешать учебной, производственной деятельности большими затратами времени и сил на спортивные занятия (обычно не более 6-10 часов в неделю). В сфере общедоступного спорта различают: 1) базовый спорт (школьный, студенческий, профессионально-прикладной, военно-прикладной – спорт пожарных, автоводителей и т.п.); 2) физкультурно-кондиционный спорт в общем образе жизни различных контингентов населения (армреслинг, гиревой спорт, спортивные танцы, спортивная аэробика и т.п.); 3) адаптивный спорт, оздоровительно-реабилитационный спорт; 4) оздоровительно-рекреативный спорт. Ясно, что применительно к массе школьников основным, вполне оправданным типом спортивных занятий нужно считать общедоступный спорт в его базовых рамках. При этом не столь уж важно в принципе, каким конкретно будет уровень спортивных результатов. Субъективная установка на достижение их не исключается, но нормируется в пределах массовых квалификационных разрядов. В школе вполне приемлемы, конечно, и спортивные способы оздоровительной рекреации (во внеучебное время), а для контингента школьников, имеющих морфофункциональные отклонения, – и спортивные способы оздоровительной реабилитации. Несомненно и то, что строго определенную, сравнительно небольшую часть юных спортсменов целесообразно ориентировать на продвижение по этапам долгого пути, ведущего к высотам спорта, однако при условии, если есть обоснованная уверенность в их спортивной одаренности.
В спорте высших достижений спортивная деятельность становится главной, занимает доминирующее место в образе жизни спортсмена, фактически обретает черты профессиональной деятельности. Этого объективно требуют закономерности достижения высших результатов в современном спорте. Издавна в нем различали так называемый любительский и профессиональный спорт. Однако такое разграничение теряло свой смысл по мере того, как первый (любительский) профессионализировался, что особенно активно начало происходить примерно с середины XX века. В спорте высших достижений следует различать супердостиженческий спорт, профессионализированный (в том смысле, что он на многие годы является основной формой жизнедеятельности спортсмена, но, по сути, не подчинен коммерции), и профессионально-коммерческий спорт, который в основном представляет собой отрасль зрелищного бизнеса, выросшую на почве спорта (к профессионально-коммерческому спорту можно отнести, например, североамериканский хоккей НХЛ, японское сумо, в США – баскетбол НБА, американский футбол, бейсбол, бокс).
3. Цель, задачи физического воспитания. Общие принципы физического воспитания
Физическое воспитание является открытой системой . Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек рассматривается как высшая ценность общества и государства. Физическое воспитание , вводя человека в мир физической культуры, должно соответствовать этой конституционной норме. Для этого процесс вхождения человека в мир физической культуры должен являться не только процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности и усвоения культуры в вербальной форме. Он должен стать процессом формирования физической культуры личности.
Формирование физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся прежде всего интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность.
Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания , способ его реализации, система предъявляемых учебных и социальных требовании, ценностные ориентации и др.
Содержание физического воспитания должно быть доступным и актуальным для личности. Оно должно формироваться с учетом возрастно-половых особенностей, быть ориентированным на доминантные в данном возрасте потребности, учитывать психофизические, интеллектуальные и другие возможности занимающихся. В системе профессионального и высшего образования должны учитываться требования, предъявляемые профессией к физической культуре личности. Они находят свое отражение в содержании профессионально-прикладной физической подготовки – системы знаний, методических и двигательных умений и навыков, психофизических качеств и координационных возможностей, необходимых для успешного овладения профессией и для будущей профессиональной деятельности.
Формирование физической культуры личности тесно связано с гуманистическими ценностями, обеспечивающими укрепление здоровья, сохранение и продление жизни человека.
При условии направленности цели физического воспитания на овладение гуманистическими жизненно важными для индивида ценностями цель становится для него не только системообразующим, но и смыслообразующим фактором, мотивирующим деятельность. Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования и поддержания здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.
Это позволяет определить в качестве цели физического воспитания формирование физической культуры личности. Достигается цель в результате решения специфических и общепедагогических воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания .
Специфические воспитательно-образовательные задами направлены на формирование устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания, обучение физкультурным знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей и воспитание на этой основе физических качеств, включение в активную физкультурную или спортивную деятельность.
Общепедагогические воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к физическому воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности.
Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения.
Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту, в экологически неблагоприятных условиях. К прикладным задачам относится формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, подготовка юношей (учащихся и студентов) физически и психологически к службе в вооруженных формированиях,.созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь , подготовка к трудовой деятельности, семейной жизни. Важными прикладными задачами физического воспитания являются обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся ПТУ, средних и высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности.
В формировании физической культуры личности могут быть выделены пять этапов:
– начального практического приобщения к физической культуре (до 6 — 7 лет);
– начальной сформированноссти физической культуры личности (6 — 10 лет);
– базовой сформированности физической культуры личности (11-16 лет);
– углубленной сформированности физической культуры личности (17 — 19 лет);
– творческой сформированности физической культуры личности (19 — 23 года).
Каждому этапу присущи содержательные характеристики физической культуры личности.
Содержание и методика физического воспитания разрабатываются и используются с учетом состояния здоровья, половых различий, индивидуальных особенностей развития в онтогенезе психофизических качеств, свойств психики, комплекса морфофункциональных показателей. Важными ориентирами при разработке содержания и методики физического воспитания являются периоды ускорения и замедления физического развития, сенситивные периоды физической подготовленности, критические периоды психического развития. Такие свойства физических упражнений, как полиструктурность и полифункциональность, позволяют достигать различными путями один и тот же результат развития функциональных возможностей. Это является основанием для использования широкого круга средств в процессе физического воспитания.
Избирательность воздействия и компенсаторные возможности физического воспитания позволяют использовать его с целью адаптации инвалидов к обычным условиям жизни.